Маргарита, музыкальный руководитель.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МУЗЫКИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ -Консультация для воспитателей.

Музыкальный руководитель

Ковтун М.Е.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МУЗЫКИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Консультация для воспитателей.

Тема здоровья актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Но еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей.

На сегодняшний день приоритетными задачами в программе модернизации российского образования являются: оздоровление ребёнка-дошкольника и культивирование здорового образа жизни.

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Здоровьесберегающие технологии - это система мер по сохранению здоровья ребенка в процессе воспитания и обучения и на всех этапах его обучения и развития.

Учёными доказано, что сама по себе музыка как вид искусства воздействует на организм человека. Доказано, что музыка обладает арттерапевтическим воздействием.

Арт-терапия— это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние пациента.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ –непосредственно образовательная деятельность, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Кроме того возможно  и необходимо в процессе музыкальной НОД в повседневной жизни ДОУ использовать музыку для сохранения и укрепления физического и психического здоровья воспитанников.

Все составляющие части музыкального занятия (НОД) можно считать здоровьесберегающими технологиями.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Слушание музыкальных произведений.

 Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Слушание музыки, как элемент музыкотерапии, можно использовать как метод коррекции не только в музыкальной деятельности (где дети учатся воспринимать музыку, понимать чувства, различать оттенки настроения, учатся сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями), но и в других видах деятельности, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, использовать музыку «доброго утра» по приходу детей в группы, музыку сна... и в других образовательных областях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх...

 

 

Музыкально-развивающие игры.

Одним из элементов музыкальной терапии являются музыкально развивающие игры. Игры дают возможность не только развивать музыкальные способности, но и тренировать психические процессы: внимание, память, волю, творческое воображение и фантазию. Основная задача в использовании игр состоит в том, чтобы привлечь внимание к музыке и к звукам, помочь детям научиться воспринимать мир по- новому. 

 

ВОКАЛОТЕРАПИЯ.

· Еще одной составляющей музыкального занятия (НОД), которая обладает арт-терапевтическим воздействием является пение. Ему, как правило, предшествуют:упражнения на дыхание, артикуляционная гимнастика, упражнения для развития слуха и голоса.

Упражнения на дыхание

· положительно влияют на обменные процессы, играющие

важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

· способствуют восстановлению центральной нервной системы;

·  улучшают дренажную функцию бронхов;

· восстанавливают нарушенное носовое дыхание;

·  исправляют развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

·  укрепляют физиологическое дыхание детей (без речи).

·  тренируют силу вдоха и выдоха.

·  развивают продолжительность выдоха.

· Развивают певческое дыхание, способствуют правильной постановке голоса.

 
Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Пение, как элемент вокалотерапии, помогает освобождению от негативных эмоций, способствует раскрепощению, устранению эмоциональной и мышечной зажатости.

 МУЗЫКАЛЬНЫЕ АУТОТРЕНИНГИ, ПСИХОГИМНАСТИКА – этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Основные достоинства психогимнастики: игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста); сохранение эмоционального благополучия детей; опора на воображение; возможность использовать групповые формы работы .

 

 

РИТМОТЕРАПИЯ.

Игра на музыкальных инструментах – игра на ударных инструментах, как ритмотерапия, благотворно влияет на психику ребёнка, способствует эмоциональной разрядке, обогащает его положительными эмоциями. Игра на ударных  инструментах, имеющих звукоряд, кроме того, развивает пространственное мышление и все три музыкальные способности: ладовоее чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

 

ТАНЦЕТЕРАПИЯ

Музыкально-ритмические движения (пляски, хороводы, танцы, музыкально-коммуникативные игры) – это особая форма движений, музыкально-пластическое искусство, отражающее жизнь в двигательных образах.

Для детей движения и танец является важным средством коммуникации, естественный способ познания себя и мира. Позитив, эмоции, которые приходят во время исполнения танцев, напрямую влияют на эмоциональное и психическое здоровье ребенка. Кроме того танцы, ритмические композиции формируют красивую осанку, укрепляют мускулатуру, развивают мелкую моторику, воспитывают выносливость. Движения ребенка представляют собой диагностическую ценность.

 

 

 

 

 

 

Литература.

1. Арсеневская О.Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" г. Волгоград, "Учитель", 2009.

2. Картушина М.Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г.Москва, ТЦ "Сфера", 2008.

6 апреля 2021 в 16:13

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.