Маргарита, музыкальный руководитель.

Образные упражнения и музыкально-пластические импровизации в музыкальном воспитании дошкольников.

 Консультация и мастер-класс для воспитателей.

Совсем маленькие дети, не умеющие говорить, с необыкновенной легкостью заменяют слова мимикой и жестами. Развитие ребенка идет от движения и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Здесь трудно переоценить значение образных упражнений.

Образные упражнения представляют собой сочетание основных движений с имитацией разнообразных действий, с имитацией поведения птиц, зверей и т.д.

Для детей дошкольного возраста предлагается следующая последовательность использования образов:

-  знакомые детям животные и птицы;

-  интересные предметы;

-  растения и явления природы;

-  люди, профессии.

В младших группах при создании музыкальных образов у детей происходит простейшая имитация движений (воробушек машет крыльями, зайчик скачет, медведь топчется). В старших группах появляются повышенные требования к сходству, переживанию образа, требуется более эмоциональная выразительность движений.

На музыкальных занятиях можно  использовать  образные рассказы, которые предлагаются  детям проинсценировать. Например: «Сейчас я расскажу вам одну историю. Жили-были на дворе курочки и петушок. Как-то раз, когда курочки еще спали в своем курятнике, проснулся петушок, выглянул на улицу: Уже утро! Вышел петушок во двор, стал важно так вышагивать, крыльями хлопать. Вдруг видит, на земле зернышки лежат. Обрадовался петушок и стал курочек звать: «Ку-ка-ре-ку!» Услышали его курочки, весело выбежали изкурятника, побежали по двору. Показал им петушок зернышки и стали они вместе их клевать. Вот как было! Послушайте про все это музыку»

Исполняется произведение «Курочки и петушок» (русская народная мелодия в обработке Г.Фрида).Педагог говорит  детям: «Теперь вы все превращаетесь в курочек. А кто хочет быть петушком-золотым гребешком?» Показывается шапочка петушка. Выбирается петушок. Игра проводится 2-3 раза, каждый раз с новым исполнителем роли петушка. Вместе с детьми оцениваются  действия исполнителей.  Нужно  не пропустить и  отметить удачно найденное ребенком новое движение в игровом образе.

В работе с дошкольниками можно использовать следующие образные упражнения:

КУРОЧКИ И ПЕТУШОК

инсценировка образного рассказа.

Жили-были на дворе курочки и петушок. Как-то раз, когда курочки еще спали в своем курятнике, проснулся петушок, выглянул на улицу: Уже утро! Вышел петушок во двор, стал важно так вышагивать, крыльями хлопать. Вдруг видит, на земле зернышки лежат. Обрадовался петушок и стал курочек звать: "Ку-ка-ре-ку!" Услышали его курочки, весело выбежали из курятника, побежали по двору. Показал им петушок зернышки и стали они вместе их клевать. Вот как было!

 Послушайте про все это музыку" Звучит произведение "Курочки и петушок" (русская народная мелодия в обработке Г.Фрида) Затем детям предлагается «превратиться» в курочек, выбирается петушок, ему надевается шапочка петушка. Игра проводится 2-3 раза, каждый раз с новым исполнителем роли петушка. Вместе с детьми оцениваются действия исполнителей. Взрослый должен стараться всегда отметить удачно найденное ребенком новое движение в игровом образе.

"МАЛЕНЬКИЕ КУСТИКИ" Упражнение

Музыкальный руководитель показывает зайца, который ищет кустики, чтобы спрятаться от лисы. Детям предлагается помочь зайчику - сделать так, чтобы было много кустиков. Музыкальный руководитель спрашивает: "Кто хочет стать кустиком?.. Где у тебя, кустик, веточки? Как они на ветру качаются? Как ты укроешь зайчика от лисы?"Упражнение выполняется под "Вальс" Ф.Шопена.

"КЛОУНЫ"

Упражнение  для старшего дошк. возраста. 
("Канкан", муз. Ж.Оффенбаха)

Поговорить с детьми о том, что делают в цирке клоуны: прыгают; скачут с ножки на ножку; строят рожицы; жонглируют; дразнятся (делают длинный нос); выполняют различные наклоны, махи руками; кривляются. Можно надеть детям колпачки и клоунские носы, предложить им сыграть в цирк. 2-4 клоуна танцуют, остальные зрители. Можно предложить такой вариант: на одну музыкальную фразу танцуют клоуны с синими носами, на другую - с красными.

ПЬЕРО (Упражнение ) –СТАРШ. Д.ВОЗР. 
("Песня без слов", муз. Ф,Мендельсона)

Вспомнить с детьми сказку А.Толстого "Золотой ключик"  и одного из героев - Пьеро. Что может делать Пьеро?

1. Ходить, безвольно опустив руки (как две веревочки), плечи и голову.

2. Прижимать руки к сердцу, возносить их к небу, как бы моля о том, чтобы на него обратили внимание.

3. Держась руками за голову, раскачиваясь, передавать грусть и безысходность.

4. Прижимать поочередно ладони тыльной стороной ко лбу, подчеркнуто горестно вздыхать.

5. Закрывать лицо руками, покачиваться из стороны в сторону.

6. Делать грустное, печальное выражение лица.

Перед выполнением образного упражнения музыкальный руководитель читает текст -  историю несчастной любви Пьеро:"Давным-давно в сказочном кукольном королевстве жил очень добрый и хороший мальчик по имени Пьеро. Его все любили за то, что он был самый вежливый, послушный и застенчивый мальчик во всем королевстве. Однако его очень жалели, потому что этот вежливый и послушный мальчик всегда был чрезвычайно грустный и печальный. Из его прекрасных глаз без конца капали горькие-горькие слезы. Пьеро ходил, плакал и пел печальную песню: "Мальвина, Мальвина, принцесса моя! Мальвина, Мальвина, мне жизнь не мила!" Пьеро (а об этом знало все королевство) был влюблен в прекрасную девочку с голубыми волосами, которую звали Мальвина. Но он не мог признаться ей в любви, потому что был очень застенчивый. Что ему оставалось делать?! Только петь и плакать, плакать и петь:" 

КУКЛА-МАРИОНЕТКА

Упражнение - СТАРШ. Д.ВОЗР

 

Дети представляют, что к каждому их суставчику привязана нить. С начала все нити натянуты: "куклы" стоят с прямыми спинами и высоко поднятыми руками, так как к кончикам их пальцев тоже привязаны нити. Но вот ведущий начинает поочередно "отрезать ножницами" нити, идущие от пальцев, и они свободно опускаются. Когда "отрезаны" нити от локтей, свободно опускаются руки. Дальше "отрезаюся" ниточки от головы, спины, коленей. "Марионетка" совсем расслабилась и либо села на корточки, либо мягко опустилась на пол

 

"СВАРИМ  КАШУ" Упражнение 

Музыкальный руководитель спрашивает детей, какую кашу каждый любит, и предлагает сварить кашу "Ассорти". Дети "превращаются" в выбранную каждым крупу, воспитатель - вода. Имитируя "кипящую воду", воспитатель приглашает в кастрюлю (ею может быть обруч) "крупу", которая "пыхтит":
Данное упражнение можно проводить, используя стихотворение И.Мазина "Гречневая каша": Если печка, то печет.
Если сечка, то сечет.
Ну, а гречка? То гречет?
Вот и нет, она растет.
Если гречку собрать
И в горшок положить,
А потом эту гречку
Водою залить.
А потом еще долго,
Долго варить.
То получится каша,
Любимая каша!
В стихотворении, по желанию детей, меняется название крупы.
Упражнение можно выполнять под "Польку" М.Глинки.

Упражнение  "ПТИЦЫ"старш. дошк. возраст.
("Очарование", муз. Ф.Маршетти)

Повторить с детьми движения, характерные для птиц:

1. плавные махи руками в стороны-вверх, вперед-назад;

2. энергичные махи руками;

3. легкие потряхивающие движения кистями, опустив руки-крылья вниз назад;

4. волнообразные движения поочередно каждой рукой и двумя одновременно;

5. плавные движения одной рукой (как бы рисуя узор в воздухе), затем другой, обеими руками;

6. выполнять все вышеперечисленные движения руками, одновременно делая полуприседания, небольшие пробежки, легкое кружение на носочках;

7. движение "ласточка" с последующей пробежкой, кружением, приседанием;

8. кружение друг с другом парами;

9. резко подниматься и опускаться на носочках; опускаться вниз, одновременно стремительно взмахивать руками ("взмывать в небо") Предложить детям "превратиться" в птиц и под музыку отправиться в дальнее путешествие.

 

ОЖИВАЮЩИЙ ЦВЕТОК

СТАРШ. Д.ВОЗР

Дети приседают, голова наклонена вперед, руки свободно опущены. Вдруг закапал дождь, цветок начал оживать: можно использовать музыку Э.Грига "Утро".

ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ

МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ

СТАРШ. Д.ВОЗР
("Осенний сон", муз. А.Джойса)
Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю.

В СТРАНЕ  ЦВЕТОВ

 МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ

СТАРШ. Д.ВОЗР
("Вальс цветов" из балета "Щелкунчик", муз. П.Чайковского)
В стране цветов праздничный бал. Каждый цветок импровизирует свои движения, выражая общее радостное настроение.

МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ

СТАРШ. Д.ВОЗР

В ЗАМКЕ СПЯЩЕЙ КРАСАВИЦЫ
("Романс", муз. Д.Шостаковича)
В заколдованный замок, где жизнь замерла и все обитатели которого, превращенные в статуи, застыли в разных позах, попадает принц. Он дотрагивается до спящей принцессы, и все вокруг оживает: потягивается и поднимается кошка, просыпается огонь в камине, слуги накрывают на стол, гости, очнувшись ото сна, начинают двигаться и танцевать


БАБОЧКИ

МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ

СТАРШ. Д.ВОЗР
("Мотылек", муз. Д.Кабалевского)
На летнем лугу летают бабочки. Одни собирают нектар с цветов, другие любуются своими крылышками. Легкие и воздушные, они порхают и кружатся в своем радостном танце.

В ЦАРСТВЕ ЗОЛОТОЙ РЫБКИМУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ

СТАРШ. Д.ВОЗР
("Аквариум" из "Карнавала животных", муз. К.Сен-Санса)
В морском царстве Золотой рыбки покой и тишина. Его обитатели занимаются своими делами: плавают рыбки, извиваются водоросли, раскрывается и закрывается раковина, быстро перемещается по дну краб.

                                                                                 Музыкальный руководитель

                                                                                                          Ковтун М.Е.

Используемая литература:

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ВЛАДОС, 2003г. – 103 с.

2. Бекина С.И. Музыка и движение- М.: Просвещение, 1984 – 146 с.

3. Березина В.Г., Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. - 60с.

4. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. - №11. – 1982. - С. 32-38.

5. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1981 – 240 с.

6. Выготский Л.Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. - 92стр.

7. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы психологии. - 1993 №2

6 апреля 2021 в 18:13

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.