Маргарита, музыкальный руководитель.

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР.

Музыкальный руководитель 

Ковтун М.Е.

Рекомендации для воспитателей.

Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое для взрослых имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре

А. С. Макаренко

Основным источником накопления необходимого опыта для дошкольника являются сюжетно-ролевые игры, которые, наряду с традиционными, могут быть и музыкальными. Музыка используется детьми в разных играх. В сюжетно-ролевых играх можно очень широко использовать знакомые песни и мелодии: можно спеть колыбельную кукле или поплясать, напевая веселую мелодию, аккомпанируя себе на бубне, помаршировать с барабаном под соответствующую песню или, отправляясь в далекое путешествие, спеть о пароходе, поезде, самолете, машине и т. д. Песня организует действие, придает выразительность, ритмичность движения, позволяет выразить чувства и настроения, возникающие в ходе игры.

Иногда исполнение приобретает характер драматизации; дети выбирают соответствующих персонажей и инсценируют любимую песню в настольном, кукольном театре. Песней пользуются и как считалкой перед распределением ролей в игре. В раннем возрасте в период развития ребенка, когда сюжетно-ролевая игра только зарождается, особое внимание следует уделить созданию игровых ситуаций для сюжетных игр малышей и подготовке детей к принятию роли. На этапе образно ролевой игры в 2–2,5 года следует учить детей перевоплощению, передачу образов предметов, животных, и действиям «понарошку». Ребенок может вообразить себя кошкой, мишкой, лисичкой, поплавать и полетать и т. д. с этой целью организуют образные (игровые упражнения имитационного характера, элементарные игры-драматизации, игры-перевоплощения про ведущей роли педагога. Более старшие дети в самостоятельной игре руководствуются уже внутренним замыслом и могут самостоятельно организовать необходимую игровую обстановку, однако, для поддержания самостоятельной игры и им необходимы сюжетные игрушки, а так же разнообразные полифункциональные материалы, помогающие обозначить ту или иную игровую ситуацию. Для детей старшего дошкольного возраста условием активизации самостоятельной игры может стать специальная организация воспитателем подготовительного периода игры в непринужденной форме совместного с детьми придумывания разнообразных событий, связанных с привлекательной темой, что позволяет детям в последующей самостоятельной игре творчески развертывать новые содержания. Педагогу необходимо вдумчиво и проникновенно готовиться к работе над любой игрой данного вида, а именно, тщательно изучить необходимый музыкальный материал, детально проработать образы, структуру игры, что поможет активизировать творческий процесс детей, участвующих в игре. И наконец, вне зависимости от итога игры, воспитатель обязательно должен подбодрить, воодушевить и поблагодарить детей за старание, потому что дети должны привыкнуть получать удовольствие, прежде всего, а не стремиться к успеху любой ценой.

Целью музыкальных сюжетно-ролевых игр может быть закрепление знаний о музыкальных инструментах, музыкантах, оркестре; расширение репертуара, инсценирование, импровизации движений с атрибутами; их можно использовать как одну из игровых форм обучения; как самостоятельную игровую деятельность для детей старшего дошкольного возраста; как средство музыкального общения и развития ребёнка.

Показателем успешности проведения музыкальных сюжетно-ролевых игр являются: Увлечённость музыкально — игровой деятельностью. Степень осознания творческого замысла. Инициатива и самостоятельность творческого поиска при выполнении творческих задач. Умение использовать в творческом процессе логическое и образное мышление. Степень законченности и художественность воплощения творческого замысла. Воспитание коммуникативных качеств и уважительного партнёрского отношения с родителями.

Игра "Путешествие в деревню"

Цель: Формирование у обучающихся творческих способностей в процессе создания музыкальных образов на основе синтеза различных видов музыкальной деятельности (пения, движений)

Игровые действия:

 Педагог: Ребята, нас сегодня пригласила к себе в гости, в деревню, бабушка. Хотите к ней в гости? А на чем мы поедем (на поезде). Строят из стульчиков поезд Едут на поезде (сидят, изображают движение колес, машинист дает гудок, едут, поют (Песня «Паровоз» Н. Метлова, «Паровоз» З. Компанейца, «Паровоз» Г. Эрнесакса) Приехали на станцию.

 Педагог: Мы приехали на станцию, но до деревни еще путь не близок. Дальше мы отправимся на чем? (слушают в записи звукоподражание (и-го-го, би-би), звуки окружающего мира (лошадь, машина), Обучающиеся отгадывают и выполняют образные движения (лошадки, машина) Приехали. Бабушка (педагог надевает платок) встречает. Экскурсия по двору бабушки (Образные движения. Игры «Курочки и петушки», «Васька-кот», «Кот и мыши», «Вот сидит лохматый пес», «Густ-гуси») Бабушка угощает (Песня «Пирожки», «Ладушки» Пальчиковые игры) Возвращаются домой.

Предметно-игровая среда, оборудование: Стульчики, руль, платок для бабушки, игрушки, картинки, шапочки животных, Музыкальные записи (звуки окружающего мира)

Подготовка к игре: Накопление музыкально-слухового опыта на занятиях музыки. Беседы о домашних животных, рассматривание иллюстраций.

Игровые роли: Машинист, бабушка, домашние животные.

Игра "Дирижер" (замри), «Оркестр»

Задачи: Учить детей ритмично двигаться, ритмично аккомпанируя себе на шумовых музыкальных инструментах. Закреплять умение чётко реагировать на смену музыкальных фрагментов. Развивать двигательную координацию, согласовывая свои движения с движениями ведущего. Атрибуты: дирижерская палочка. Ход игры: Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия. «Мы в «замри» играть все любим, будем прыгать и скакать Дирижер сегодня будет всем нам палочкой махать. На него мы поглядим и движенья повторим 1-2-3 – замри!» Дирижер – ребенок с дирижерской палочкой в сторонке дирижирует. Дети двигаются произвольно, или  (в игре «Оркестр») стучат в такт музыке шумовыми муз. инструментами. На слово «замри» Дирижер сам замирает, показывая позу детям. Дети повторяют позу Дирижера. Далее Дирижер выбирает понравившегося ребенка, передает дирижерскую палочку. Игра повторяется.

Игра «Музыкальный радиоспектакль»

Цель Развитие творческой активности, инициативы, сообразительности. Игровые действия Воспитатель: Ребята, нам поступил заказ с радиостанции «КиндерFМ» на запись музыкальной сказки. Если это музыкальная сказка, мы должны ее рассказать музыкальным языком. А это значит, в ней должны звучать песни и музыкальные инструменты. Давайте решим, какую сказку (или песенку) мы будем озвучивать. Дети выбирают знакомую сказку (песню), вспоминают ее (проговаривают или пропевают), затем они определяют, какому герою подходит по тембру тот или иной музыкальный инструмент. Выбирают детей-музыкантов, желающих озвучить на шумовых или детских музыкальных инструментах того или иного героя; певцов, которые будут исполнять песенки персонажей; и, если нужно, рассказчика. Дети готовят свои инструменты. Проводят репетицию. Воспитатель: Я думаю, мы вполне готовы. Теперь нам нужно обустроить радиостудию. Как вы думаете, какая аппаратура нужна для записи сказки? (микрофоны, наушники, колонки, ноутбук, магнитофон, пульт управления звуком) Дети готовят оборудование (если есть, или предметы-заменители). Обустраивают радиорубку. Выбирают звукорежиссера, диктора (по считалке, стрелочкой, по желанию и т. д.) В первый раз роль звукорежиссера может взять на себя воспитатель. Начинают играть. Звукорежиссер занимает место у пульта, дает команду: «Внимание! Запись!» Диктор:Добрый день, уважаемые радиослушатели. Предлагаем вашему вниманию сказку (название) в исполнении ребят из детского сада № … Дети начинают исполнять музыкальную сказку. (В это время воспитатель может поставить на запись магнитофон или диктофон. В конце игры дает детям прослушать сказку в их исполнении). Рекомендуемый репертуар Для постановки музыкальной сказки по ролям можно использовать любую сюжетную песню, например: «Про козлика» Г. Струве, «Теремок», рус. нар. песня обр. Т. Попатенко, «Веселые музыканты» Е. Тиличеевой, «Где был, Иванушка» рус. нар. песня обр. М. Иорданского, «Как у наших у ворот», рус. нар. песня обр. В. Агафонникова, «Во кузнице» рус. нар. Песня, «На мосточке» А. Филиппенко, Или (если дети достаточно подготовлены) придумать сказку-оперу на сюжет знакомой сказки («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Кошкин дом» и т. д.) Предметно-игровая среда, оборудование Микрофоны, магнитофон, звуковой пульт, наушники, колонки, ноутбук, музыкальный центр, детские музыкальные инструменты Подготовка к игре: Разучивание песен на музыкальном занятии, игра в шумовом оркестре, знакомство с жанром опера, прослушивание фрагментов, экскурсия на радиостанцию, беседа о профессиях работников радио (звукооператор, диктор). Игровые роли Звукооператор, диктор, роли по сюжету песни или сказки, музыканты.

 Игра Колпачок и палочка

 Задачи: Совершенствовать лёгкий танцевальный бег по кругу. Развивать слуховое внимание и чувство ритма. Атрибуты:Колпачок, палочка. Ход игры: Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия: "На носочках друг за другом мы бежим веселым кругом Будет палочка стучать, а ладошки повторять И обратно друг за другом мы бежим веселым кругом, Палочка, ты не молчи! Ритмы четко простучи!" Дети стоят в кругу. В центре круга Водящий с палочкой, достающей до пола и в ярком колпачке, закрывающем глаза ребенка. 1.Дети легко на носочках бегут по кругу в одну и другую сторону. Водящий стоит. 2.Водящий отстукивает ритм палочкой по полу, дети одновременно хлопают в ладоши. 3.Дети два раза хлопают и говорят «Повернись!» Водящий прыжком, опираясь на палочку, поворачивается на 180 %, и так 3 раза, когда дети говорят «Покажи!», водящий поднимает двумя руками перпендикулярно палочку, указывая на какого – либо ребенка. Поскольку колпачок закрывает глазки, водящий не видит на кого показывает, игра приобретает достаточный интерес у детей. Ребенок, на которого указала палочка выходит. Сам, или с помощью педагога снимает колпачок, затем берет палочку, становится Водящим. Игра повторяется.

Летчики, на аэродром!

Задачи: учить ориентироваться в пространстве, используя различные виды имитационных движений; развивать знания о странах и континентах, совершенствовать коммуникативные навыки; способствовать созданию положительного эмоционального фона в детском коллективе Ход игры: Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия: 1. «Летчики, на аэродром!» Дети присаживаются 2. «Заводим моторы!» Дети сидя (обязательное условие, чтобы было чередование двигательной активности и отдыха) делают «моталочку» согнутыми руками. 3. «В полет!» Дети изображают полет самолета (летают) 4. «Внимание, посадка!» Дети присаживаются на корточки. 5. Далее выполняются подражательные движения животных тех стран и континентов, в которые прилетают самолеты.

Игра "Маленькая Фея"

Задачи: Выразительно передавать характер музыки. Учить творчески использовать знакомые танцевальные движения. Атрибуты: Цветок, шапочка Феи Ход игры: Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия: «Маленькая Фея кружится, танцует! Веточкой чудесной волшебство рисует! Кому на плечо цветок упадет, Тот с Феей в кружок танцевать пойдет! Что же, Феечка, давай! Ребятишек выбирай!» Девочка - «Фея» с цветком импровизирует под музыку, на окончание дотрагивается цветком до сидящих или стоящих в кругу детей, выбранные дети танцуют вместе с Феей. Далее выбирается новая Фея.

 Игра "Принцессы и драконы"

Задачи: Развивать выразительность музыкально-игровых образов. Согласовывать движения с характером музыкального фрагмента. Атрибуты: Ленточки Ход игры: Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия. «Драконы большими шагами шагают Огромные крылья свои распускают Принцессы драконов совсем не боятся Заставят Драконов себе подчиняться! Принцесса ленточкой взмахнет – Дракон, как каменный, замрет!» Девочки – Принцессы с ленточками в руках стоят в четырех углах зала. Мальчики – Драконы шагают высоким шагом, машут руками. До какого Дракона принцесса ленточкой дотронется, тот замирает. Далее Принцессы считают пойманных драконов.

Хороводная игра «АУ»!

Ребенок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Петя (Маша), ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка, глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай побыстрей. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал

Источники:

 И. Г. Галянт «Орфей». Программа музыкального развития детей». Н. Михайленко, Н. Короткова. «Организация сюжетной игры в детском саду».

Глухих И. А., Казанцева Е. В., Васильева М. Г., Исламова А. Г. Музыкальные сюжетно-ролевые игры // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 91-93. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/41/1321/ (дата обращения: 29.05.2019).

6 апреля 2021 в 18:37

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.