Маргарита, музыкальный руководитель.

Использование музыки в режимных моментах и образовательой деятельности

 Консультация для воспитателей.

 Рекомендации для родителей.


По мнению известного психолога Б.М. Теплова, музыка – это зеркало души человеческой, эмоциональное познание, модель человеческих эмоций. Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребенок – сама эмоция, и потому значение его встречи с музыкой трудно переоценить. Именно через музыку ребенок приобщается к искусству, от которого, по словам Гете, "расходятся пути по всем направлениям".
Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребенка, музыка является ценностной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения, а музыкальное сопровождение режимных моментов помогает эффективной работе педагогов.
Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями. Включение фоновой музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального воспитания.

 

Цель использования фоновой музыки: гармоничное воздействие на личность ребенка через непроизвольное накопление им музыкальных впечатлений, при координации деятельности всех участников образовательного процесса.

Задачи
:

· способствовать созданию благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта и сохранению здоровья детей;

· развивать воображение, познавательную активность детей в процессе их творческой деятельности;

· повысить качество усвоения знаний через активизацию мыслительной деятельности;

· создать новые условия образовательной среды, позволяющие использовать фоновую музыку в течение всего дня;

 

Предполагаемые  результаты использование фоновой музыки:

· совершенствование системы работы всех участников образовательного процесса по музыкальнойдеятельности и её интеграции с другими образовательными областями;

· Создание системы использования фоновой музыки как важнейшего компонента музыкального воспитания в детском  саду;

· повышение качества усвоения знаний воспитанниками  во время непосредственно образовательной  деятельности, активизация эмоциональной отзывчивости и творческого самовыражения в самостоятельной деятельности;

· повышение компетентности и профессионализма педагогов в музыкальной деятельности.

Методические рекомендации для воспитателей по использованию фоновой музыки

Невозможно переоценить роль музыки в процессе образовательной деятельности, как познавательного, эстетического, так и двигательного цикла. Педагог, включая музыку, может ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности. При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане. Грамотное использование музыки в образовательной деятельности и в режимных моментах не  только помогает поднять настроение, оптимизировать деятельность всех систем организма, улучшить функционирование высших нервных процессов, но  и позволяет повысить эффективность работы детского сада. Подбираемый материал основан на том, что ребенку  знакомо, но является новым в изложении педагога.  Важно только окружить ребенка музыкой, погрузить в мир сказки, фантазии, творчества. И здесь все  зависит от педагога, от того, насколько он сам сможет ощутить с помощью музыки "что-то" и восхититься им. В музыке рождаются тонкие, никому не знакомые образы и переживания, при помощи которых ребенок сможет по-своему воспринять новое.
Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приводит к тому, что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии,  определяют момент перехода от одного вида деятельности к другому. Например, засыпание, подъем, релаксация и т. д. При этом происходит переключение  внимания на приятный для слухового восприятия раздражитель и достигается состояние психологического комфорта. Психологическая и физическая разрядка, которая наступает во время звучания фоновой  музыки, служит для создания эмоционального комфорта в течение всего дня. Фоновая музыка незаменима при переключении внимания во время изучения трудного  учебного материала, для предупреждения  усталости и утомления;

Большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса;

Поэтому важно, чтобы в практику педагогов вошли такие инновационные методы и приемы использования музыки, как музыкальные минутки, день музыки, час классической музыки, музыкальные ассоциации и др.

Таким образом использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях  образовательного учреждения и помогает решать многие задачи воспитательно-образовательного процесса.
Рекомендации для педагогов:

· задания, требующие особого внимания, лучше выполнять без музыкального сопровождения. Это разучивание нового материала, сложные упражнения. Даже знакомые мелодии в этот момент могут отвлекать внимание, замедлять время реагирования, снижать качество работы;

· музыкальные произведения следует чередовать каждые 2–3 недели, возвращаясь к одним и тем же мелодиям через 2–3 месяца;

· степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей и должна определяться самим воспитателем;

· перечень музыкальных произведений фоновой музыки является примерным и может варьироваться воспитателем с учетом его музыкального вкуса;

· использование музыки должно быть дозированным и увеличиваться постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой.

Важным моментом является сам подбор музыкальных произведений, т. к. неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Всем известно, что диссонансы, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях, приводят к психическому напряжению. Различное влияние на психическое состояние оказывает мажорная и минорная музыка. Существенное значение имеет ритм музыки, который по-разному влияет на различные функции организма, прежде всего, на дыхательную и сердечную деятельность. Поэтому лучше подбирать произведения музыкальной классики, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.

 

 

             Музыка в повседневной жизни детского сада.

 

       Расписание звучания фоновой музыки в режимных моментах.

Время звучания

Режимные моменты

Преобладающий
эмоциональный фон

7:30–8:00

Утренний прием

Радостно-спокойный

8:40–9:00

Настрой на занятия

Уверенный, активный

12:20–12:40

Подготовка ко сну

Умиротворенный, нежный

15:00–15:15

Подъем

Спокойный, оптимистично-просветленный


            Включение музыки в образовательную деятельность.

Форма восприятия музыки

Непосредственно образовательная
деятельность

Содержание деятельности
педагога

Активная

Познание;

игровая;

музыкально-художественная;

двигательная;

коммуникативная



Педагог намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.)

Пассивная

Трудовая;

познание;

продуктивная;

восприятие художественной литературы;

коммуникативная

Педагог использует музыку как фон
к основной деятельности,

музыка звучит негромко, как бы
на втором плане


                             Примерный репертуар фоновой музыки

     Функция фоновой музыки

Примерный репертуар

- Релаксирующая (расслабляющая):

К. Дебюсси. "Облака".

А.П. Бородин. "Ноктюрн" из струнного квартета.

К.-В. Глюк. "Мелодия".

В.-А. Моцарт. "Реквием".

К. Сен-Санс. "Карнавал животных".

Ф. Шуберт. "Вечерняя серенада".

И. Брамс. "Вальс № 3".

Р. Шуман. "Детские сцены", "Грезы".

Г.-Ф. Гендель. "Музыка на воде".

К.-В. Глюк. Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика"



- Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение):

Л. Бетховен. Увертюра "Эгмонт".

И. Брамс. "Венгерский танец № 7".

А. Дворжак. "Славянский танец № 2".

Ф. Лист. "Венгерские рапсодии".

В. Моцарт. "Маленькая ночная серенада".

Э. Григ. "Утро".

И.-С. Бах. "Шутка".

И. Штраус. "Весенние голоса".

Ф. Шопен. "Прелюдии".

Б. Монти. "Чардаш"



- Активизирующая (возбуждающая):

П.И. Чайковский. "Шестая симфония", 3-я часть.

Л. Бетховен. "Увертюра Эдмонд".

В.-А. Моцарт. "Турецкий марш".

Ф. Шопен. "Прелюдия 1, опус 28".

М.И. Глинка. "Камаринская".

В.-А. Моцарт. "Турецкое рондо"



- Успокаивающая (умиротворяющая):

Ф. Шопен. Прелюдия ми минор.

Т. Альбинони. Адажио для органа и струнных.

М. Глинка. "Жаворонок".

А. Лядов. "Музыкальная табакерка".

К. Сен-Санс. "Лебедь".

Ф. Шуберт. "Серенада".

П.И. Чайковский. "Вальс цветов"



- Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности):

И.-С. Бах. "Ария".

А. Вивальди. "Времена года".

С. Прокофьев. "Марш".

Ф. Шуберт. "Музыкальный момент".

В.-А. Моцарт. "Гроза".

В.-А. Моцарт. Симфония № 40.

Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор.

П.И. Чайковский. "Времена года"




Примерный перечень музыкальных произведений

 для слушания дома

Музыка для утреннего подъема:

Музыка, настраивающая на занятия:

Музыка перед сном:

«Просыпательная» музыка:

А. Дворжак. "Славянский танец № 2".

Ф. Лист. "Венгерские рапсодии".

В.-А. Моцарт. "Маленькая ночная серенада".

Л. Бетховен. Увертюра
"Эгмонт".

Б. Монти. "Чардаш".

Э. Григ. "Утро".

И.-С. Бах. "Шутка".

И. Брамс. "Венгерский танец № 7".

И. Штраус. "Весенние голоса".

Ф. Шопен. "Прелюдии"

А. Вивальди. "Времена года".

С. Прокофьев. "Марш".

И.-С. Бах. «Ария».

П.И. Чайковский. "Времена года".

Ф. Шуберт. "Музыкальный момент".

В.-А. Моцарт. "Гроза".

В.-А. Моцарт. Симфония № 40.

Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор

Ф. Шуберт. "Вечерняя серенада".

И. Брамс. "Вальс № 3".

К. Дебюсси. "Облака".

А.П. Бородин. "Ноктюрн" из струнного квартета.

К.-В. Глюк. "Мелодия".

К.-В. Глюк. Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика".

В.-А. Моцарт. "Реквием".

Ш.-К. Сен-Санс. "Карнавал животных".

Р. Шуман. "Детские сцены", "Грезы".

Г.-Ф. Гендель. "Музыка на воде"

П.И. Чайковский. "Вальс цветов".

Л. Бетховен. Увертюра "Эгмонд".

Ф. Шопен. "Прелюдия 1, опус 28".

П.И. Чайковский. "Шестая симфония", 3-я часть.

М.И. Глинка. "Камаринская".

В.-А. Моцарт. "Турецкое рондо"

27 сентября 2021 в 17:01

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.