Маргарита, музыкальный руководитель.
Использование музыки в режимных моментах и образовательой деятельностиКонсультация для воспитателей. Рекомендации для родителей.
По мнению известного психолога Б.М. Теплова, музыка – это зеркало души человеческой, эмоциональное познание, модель человеческих эмоций. Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребенок – сама эмоция, и потому значение его встречи с музыкой трудно переоценить. Именно через музыку ребенок приобщается к искусству, от которого, по словам Гете, "расходятся пути по всем направлениям".
Цель использования фоновой музыки: гармоничное воздействие на личность ребенка через непроизвольное накопление им музыкальных впечатлений, при координации деятельности всех участников образовательного процесса.
· способствовать созданию благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта и сохранению здоровья детей; · развивать воображение, познавательную активность детей в процессе их творческой деятельности; · повысить качество усвоения знаний через активизацию мыслительной деятельности; · создать новые условия образовательной среды, позволяющие использовать фоновую музыку в течение всего дня;
Предполагаемые результаты использование фоновой музыки: · совершенствование системы работы всех участников образовательного процесса по музыкальнойдеятельности и её интеграции с другими образовательными областями; · Создание системы использования фоновой музыки как важнейшего компонента музыкального воспитания в детском саду; · повышение качества усвоения знаний воспитанниками во время непосредственно образовательной деятельности, активизация эмоциональной отзывчивости и творческого самовыражения в самостоятельной деятельности; · повышение компетентности и профессионализма педагогов в музыкальной деятельности. Методические рекомендации для воспитателей по использованию фоновой музыки Невозможно переоценить роль музыки в процессе образовательной деятельности, как познавательного, эстетического, так и двигательного цикла. Педагог, включая музыку, может ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности. При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане. Грамотное использование музыки в образовательной деятельности и в режимных моментах не только помогает поднять настроение, оптимизировать деятельность всех систем организма, улучшить функционирование высших нервных процессов, но и позволяет повысить эффективность работы детского сада. Подбираемый материал основан на том, что ребенку знакомо, но является новым в изложении педагога. Важно только окружить ребенка музыкой, погрузить в мир сказки, фантазии, творчества. И здесь все зависит от педагога, от того, насколько он сам сможет ощутить с помощью музыки "что-то" и восхититься им. В музыке рождаются тонкие, никому не знакомые образы и переживания, при помощи которых ребенок сможет по-своему воспринять новое.
Большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса; Поэтому важно, чтобы в практику педагогов вошли такие инновационные методы и приемы использования музыки, как музыкальные минутки, день музыки, час классической музыки, музыкальные ассоциации и др. Таким образом использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи воспитательно-образовательного процесса.
· задания, требующие особого внимания, лучше выполнять без музыкального сопровождения. Это разучивание нового материала, сложные упражнения. Даже знакомые мелодии в этот момент могут отвлекать внимание, замедлять время реагирования, снижать качество работы; · музыкальные произведения следует чередовать каждые 2–3 недели, возвращаясь к одним и тем же мелодиям через 2–3 месяца; · степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей и должна определяться самим воспитателем; · перечень музыкальных произведений фоновой музыки является примерным и может варьироваться воспитателем с учетом его музыкального вкуса; · использование музыки должно быть дозированным и увеличиваться постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой. Важным моментом является сам подбор музыкальных произведений, т. к. неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Всем известно, что диссонансы, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях, приводят к психическому напряжению. Различное влияние на психическое состояние оказывает мажорная и минорная музыка. Существенное значение имеет ритм музыки, который по-разному влияет на различные функции организма, прежде всего, на дыхательную и сердечную деятельность. Поэтому лучше подбирать произведения музыкальной классики, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.
Музыка в повседневной жизни детского сада.
Расписание звучания фоновой музыки в режимных моментах.
Примерный репертуар фоновой музыки
Примерный перечень музыкальных произведений для слушания дома
27 сентября 2021 в 17:01
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.