Маргарита, музыкальный руководитель.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ПЕСНЯ. Консультация для воспитателей и родителей

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет свое здоровье.

Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию певческих навыков. На распевание нельзя смотреть лишь как на разминку голосовых складок перед исполнением репертуара, это путь к овладению техническими основами вокального искусства. Распевание необходимо особенно в младшем возрасте, когда закладывается фундамент массового музыкально-певческого образования.

По программе распевание на занятиях занимает минимальное время, но оно не должно быть формальным.  Формальное распевание не принесет никакой пользы и вредно отразится на детском голосе, так как способствует закреплению неправильных навыков пения и напрасно утомляет внимание детей. Для распевания я выбираю небольшие вокальные упражнения, а также первоначальные вокальные фразы и предложения простейших песен с плавным голосоведением. Каждое вокальное упражнение имеет свою специфику, поэтому оно ставит перед педагогами и детьми различные цели и задачи.

Например, песня «Как под горкой, под горой» служит для выработки кантиленного звука. Небольшой диапазон, напевность и плавность голосоведения делают эту песню незаменимой для распевания. А песня «Василек» имеет краткие музыкальные фразы, она так же напевна и проста. Только мелодия предыдущей песни движется поступенно снизу вверх, а в песне «Василек» - сверху вниз.

При распевании нельзя ограничиваться только одним темпом. Кроме медленного, необходимо учить детей петь в умеренном и быстром темпах. Быстрый темп помогает добиваться хорошей дикции, четкого произношения, выработки ритмического ансамбля, развивает подвижность нижней челюсти. Другими словами, пение в быстром темпе играет почти такую же роль, как и скороговорки в развитии речи.

Вместе с тем никогда не следует забывать о медленном темпе. Если дети будут петь лишь восьмые и шестнадцатые ноты, они никогда не научатся петь. Именно четвертные, половинные и целые длительности нот закладывают фундамент вокально-певческих навыков. Пение в медленном темпе помогает научить детей протяжному, кантиленному исполнению. Изменение темпа ведет за собой также изменение характера звукоизвлечения. Применение разнообразных методических приемов, включая изменение темпа, ритма, тональности, динамики, характера звукоизвлечения, не дает детям быстро утомляться, а также помогает успешнее овладевать вокально-певческими навыками.

Для распевания на одном звуке лучше всего использовать попевку «Андрей-воробей». Из-за шутливого характера текста эту песенку любят дети всех возрастных групп. Для распевания достаточно ограничиться всего лишь первым музыкальным предложением. Эта песенка помогает детям удерживать высоту звука.

Говоря о вокальных упражнениях, невольно хочется сравнить их с физическими упражнениями типа разминок. Известно, что волейболисты, упражняясь с одним и тем же мячом, проделывают свыше десяти манипуляций (удары по мячу снизу, сверху, сбоку с различной силой и быстротой). Точно так же происходит и с вокальными упражнениями. Только здесь совсем другие манипуляции.

Многократный повтор упражнения немыслим без варьирования, без постановки новых задач. Дети привыкают к методическим приемам, которые часто используются педагогом на музыкальных занятиях. Вполне понятно, что если они будут исполнять попевку только в одном темпе, к которому привыкают, то в быстром темпе уже не споют как положено. Но если дети регулярно распеваются в разных темпах, то естественно, дети без труда споют в любом темпе. Однообразный темп распевок противоречит основам современного хороведения.

Творческая работа музыкальных руководителей заключается в том, чтобы правильно подбирать вокальные упражнения и песенный репертуар, постоянно следить за всеми изменениями в детском голосе. Выбор разнообразного темпа, ритма, звукоизвлечения вносит в занятия элемент новизны и поддерживает интерес детей к пению.

27 сентября 2021 в 18:02

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.