Маргарита, музыкальный руководитель.
НАРОДНАЯ МУЗЫКА, КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ.Особую значимость на современном этапе развития общества приобретает решение проблемы культурно-художественной социализации и духовно-нравственного развития ребёнка. Национальное воспитание обязательно должно сочетаться с воспитанием у детей чувства национальной гордости, а также уважением к другим народам родной страны. В системе народной культуры большую роль играет фольклор. В переводе с английского языка – это «народное знание», «народная мудрость». Фольклор всегда самобытен, современен, имеет ярко выраженную региональную принадлежность. В нём заложен богатый художественный потенциал для восприятия мира ребёнка - эмоционального, эстетического, духовно-нравственного. Он может выполнять важные воспитательные функции: обогащение мира душевных переживаний ребёнка, развитие чувства родного языка, художественных способностей, любви к Родине. Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, усваивает представления о красоте, морали, знакомится с обычаями и обрядами, духовным наследием своего народа. Знание культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать активной творческой деятельностью человека, если знакомить с родной культурой с самого раннего детства, потому, что в раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Их познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. В детском саду закладывается фундамент, происходит накопление первых, решающих музыкальных впечатлений. Ребёнок никогда не забудет то, чему он здесь научился, что он здесь услышал. Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая реальную жизнь, народная песня способна оказывать активное организующее, моральное воздействие на сознание детей. В работе с дошкольниками используются народные игры с пением и движением, которые развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются дети. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества. Знакомство с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Дети, как правило, с удовольствием поют приговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор. Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к природе, окружающей его, к родному селу, городу. Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае. Особая тема бесед на музыкальных занятиях – о Родине. К сожалению, хороших песен для детей на эту тему совсем немного, но педагоги все-таки могут выбрать и современные песни и классические, чтобы пробудить интерес у ребят к самой теме, создать определенный настрой. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает народная музыка. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. “Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель. Приобщение детей к нравственным традициям способствует узнаванию и укреплению государственного самосознания, принципиального для сохранения самобытности общества, сохранение истории нашей Родины. Особое место занимает «материнская поэзия»: колыбельные песни, потешки, прибаутки, сказки и песни. Это прекрасный материал для развития детей, начиная с ясельной группы, когда оторванность от родной мамы, отца в связи с поступлением в детский сад, становятся для ребенка настоящим стрессом. В это время колыбельные, пестушки, прибаутки напоминают детям о теплоте маминых рук, голоса в момент напевания «Ай баюшки-баиньки, прискакали заиньки…». Они для детей, в возрасте от года до трёх лет, просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются неторопливо. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка. Работая с малышами над музыкально - ритмическими движениями, широко используются русские народные мелодии: «Из-под дуба», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я, выйду ль я», «Ах ты, берёза», «Коробейники». Народные мелодии естественны и поэтому легки для восприятия и запоминания. Народная плясовая и хороводная музыка, имеющая простой ритмический рисунок позволяет импровизировать движения. Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Такие как: «Ходит Ваня», «Заинька», «Кто у нас хороший». Все эти малые жанры фольклора малышами только воспринимаются, а дети старших групп уже пытаются внести в них свое творчество. Народная музыка может импользоваться и для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр: «Млада», «Посею лебеду на берегу», «Ой, вставала я ранёшенько» и т. д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день. Разучивая эти песни, хороводы дети приобщаются к миру взрослых, где живут уважение, взаимопонимание, любовь. Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего. Распевая песни, участвуя в народных танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах, играя в народные игры, дети принимают к действию нравственный кодекс, заложенный во всем этом. Знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества, а также формируются дружеские чувства к другим национальностям, появляется интерес к языку, культуре другой национальности через ознакомление с родным краем.
Литература: 1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: учеб. -метод. пособие, 2-е изд., перераб. и доп. СПб,. 2008. 2. Знакомство детей с русским народным творчеством Детство-Пресс, 2010 3. Микляева Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. -: М.: ТЦ «Сфера», 2013. 4. Павлова Л.Н. Фольклор для маленьких. Дошкольное воспитание. - 1990, № 4,7,10 5. Скворцова JI. «Формирование интереса к русскому фольклору» / / Дошкольное воспитание № 5, 1993 27 сентября 2021 в 18:37
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.