Маргарита, музыкальный руководитель.

Музыкальное воспитание дошкольников с ОНР

Музыкальное воспитание - область эстетического воспитания; приобщение личности к музыкальной культуре. Сущность музыкального воспитания. В настоящее время преобразованиям в духовной сфере жизни общества придается особенно большое значение. Возрастает необходимость повышения роли искусства в идейно-нравственном и художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения на лучших образцах отечественной и мировой художественной культуры. В этой связи велика роль музыкального искусства (музыкальной деятельности).

Музыка, музыкальная культура и искусство возвышают человека, способствуют всестороннему и гармоническому развитию личности, порождают оптимизм, социальную активность людей, направляют их силы и способности на достижение высших ценностей общества: человеческого счастья, добра, красоты, духовного возрождения. А для того чтобы понять, почему музыка (музыкальное искусство) оказывает такое воздействие на людей, на развитие общества в целом, нужно знать научную теорию искусства и понимать роль искусства в жизни общества. Место музыкального искусства среди других эстетических ценностей определяется и тем, что оно отражает как существующие, так и давно исчезнувшие явления и объекты природы и общества, сохраняет их образы для новых поколений.

Музыка (музыкальное искусство) вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение «мыслящего глаза и уха» — видеть и слышать, становится важным средством культурного отдыха, развлечения. Без удовольствия, наслаждения, которые дают человеку труд, наука, искусство, его жизнь оказывается обедненной и бессмысленной. Музыка может успокаивать и утешать людей, снимать психическое напряжение, помогает преодолевать отрицательные стрессы, становится одним из источников здоровья человека и профилактическим средством лечения психических болезней. Интерес к музыке (музыкальному искусству), знание ее (его) является важным показателем духовной культуры человека. Приобщение к музыкальному искусству, музыкальное воспитание в детском саду осуществляются на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на утренней гимнастике, на праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности музыкальными руководителями и воспитателями и продолжается в школе на уроках музыки. Поэтому педагоги должны иметь специальное образование, а также необходимые знания о специфике возраста.

Задачи музыкального воспитания:

1). Научить понимать музыку;

2). Развить музыкальный слух и вкус, музыкальные способности;

3). Привить простейшие исполнительские навыки (пение, музицирование).

Основные средства:

- Слушание музыки;

- Хоровое пение;

- Импровизации;

- Музыкальные игры;

- Музыкальные теле- и радиопередачи;

- Книги и лекции о музыке.

Музыкальное воспитание дошкольников

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка,  передающая всю гамму чувств и их оттенков может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно, словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Как уже было сказано, музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения. Б.М.Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он признает врожденными некоторые особенности, предрасположения человека, задатки. «Сами же способности всегда являются результатом развития. Способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии». Способности зависят от врожденных задатках, но развиваются в процессе воспитания и обучения. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка. «Не том дело – пишет ученый – что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности". Это утверждение стало общепринятым в педагогике и психологии. Рассмотрим, в каких видах деятельности развиваются музыкальные способности.

 

 

Виды музыкальной деятельности дошкольников

Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие».

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность.

1). Восприятие музыки;

2). Исполнительство;

3). Творчество в музыке;

4). Музыкально-образовательная деятельность.

Особенности музыкального воспитания дошкольников с ОНР

У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается некоторое снижение процессов восприятия и внимания к музыкальному звучанию. Это обусловлено недостаточным развитием слухового восприятия в целом. У большинства детей с ОНР наблюдаются не всегда адекватные эмоциональные проявления при прослушивании различных по жанру музыкальных произведений. Это связано с общим нарушением эмоционально-волевой сферы дошкольника с логопедическими нарушениями, слабостью развития познавательных процессов. Однако в значительной степени восприятие музыки зависит и от педагогических условий: от той музыкальной среды, которая окружала ребенка с ОНР до поступления в логопедическое дошкольное учреждение. Эмоциональное восприятие и внимание, отзывчивость на музыку развивается у детей с общим недоразвитием речи на протяжении всего дошкольного периода. К старшему дошкольному возрасту, обучаясь в логопедическом детском саду, дети с ОНР начинают интересоваться музыкой, у них появляются свои любимые песни, танцевальные композиции, инструментальные музыкальные пьесы. Дети могут воспринимать эмоциональный характер музыкальных композиций и передавать этот характер в танцевальном движении, в подборе игрового материала. Это позволяет детям с общим недоразвитием речи создавать интонационно-выразительные образы в процессе музыкальной игровой деятельности, когда характер движений детей с логопедическими нарушениями учитывает общее эмоциональное настроение звучащей музыки.

Формирование и развитие умения чувствовать настроение музыки и адекватно отзываться на нее имеет огромное значение для речевого развития детей с ОНР, для формирования правильного звукопроизношения, интонационных качеств речи. Общение с музыкой детей с тяжелыми нарушениями речи ускоряет общее психо-физическое развитие дошкольника.

Основной задачей музыкального воспитания дошкольников с ОНР является развитие слухового восприятия и внимания на неречевые звуки. Затем привлекают детей к прослушиванию музыкальных произведений. На первых порах Дети с ОНР совершенно не умеют вслушиваться в самые простые и небольшие по объему музыкальные композиции. Для обеспечения необходимой сосредоточенности внимания в процессе прослушивания музыки принимают во внимание качество имеющихся у ребенка представлений об окружающей мире, наличие определенного жизненного опыта и опыта предметно-игровой деятельности. По этой причине музыкальное воспитание детей с ОНР проводится в тесной взаимосвязи с коррекционной работой по ознакомлению детей с окружающим миром, по развитию словесно-образного мышления. При этом большое значение имеет подобранный репертуара музыкальных произведений, который предлагается для прослушивания детям и самостоятельного участия в музыкальных играх.

В процессе специально организованных музыкальных занятий значительное место отводится работе по развитию у детей с ОНР звуковысотного, тембрового, динамического и ритмического слуха. Детей учат различать звучание различных музыкальных инструментов: фортепиано, дудочек, барабана, детских гармошек, металлофона и пр.), учат отличать голоса мужские и женские голоса, голоса детей, различных животных и . Обучая прислушиваться к музыкальным композициям от детей на музыкальных занятиях добиваются способности воспринимать и различать некоторые доступные для дошкольного возраста качества звучания: громкость, длительность. Обучают различать изменения звуков по высоте, громкости и длительности. Детям показывают, как можно различать пространственные - временные качества звуков: темп и ритм .

Важной задачей на музыкальных занятиях в логопедическом дошкольном учреждении является развитие у детей с ОНР способности к пению. Как известно, голос у детей с нарушениями речи имеют недостаточно благозвучный оттенок: часто наблюдается носовой оттенок голоса, монотонность, интонационная бедность. Имеются и недостатки развития дыхательной системы. Дыхание у детей с ОНР поверхностное, неровное, прерывистое, с коротким речевым выдохом. В процессе обучения пению наблюдается положительная динамика в обще-речевом развитии дошкольников.

В ходе коррекционной работы по формированию и развитию вокальных навыков у дошкольников с ОНР значительно развивается фонематический слух, появляется возможность правильного голосоведения, интонационного пения, а также выразительность их устной самостоятельной речи. Существенно улучшается и состояние артикуляционной моторики: этому способствуют специальные подобранные артикуляционные упражнения, ритмические музыкальные распевки с различными звуками, слогами, отдельными словами, пропевание с определенной длительностью отдельных фраз.

Еще одной важной задачей, имеющей коррекционное-развивающее значение, является развитие музыкально-ритмических движений, синхронизированных с речью. В процессе движений под музыку и параллельным проговариванием определенных стихотворных фраз происходит совершенствование пространственно-временных представлений детей с ОНР, что также активно влияет на развитие речевых процессов.

К концу дошкольного периода в результате совместной работы логопеда и музыкального педагога дети в полном объеме овладевают правильными голосоведением и речевым дыханием, нормированным произношением звуков речи, четкой дикцией, верным лексико-грамматическим строем и развернутой связной У дошкольников значительно улучшаются фонематическое восприятие и все виды музыкального слуха, развивается чувство ритма.

 

 

 

Рекомендации для музыкальных руководителей доу по совершенствованию музыкального воспитания дошкольников с ОНР

1. Для развития звукоподражания у детей можно посредством музыки, например, для наглядности применяются образные игрушки, лучше всего – заводные. Для работы используются следующие музыкальные произведения: «Петушок», русская народная прибаутка, «Жучка» муз. Н. Кукловской, сл. С. Федорченко, «Белые гуси» муз. М. Красева, сл. М Клоковой, «Цыплята», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной. Через пение речь детей заметно улучшится;

2.Помимо пения, необходимо использовать музыкальные упражнения и игры. Каждое занятие начинается с ходьбы под маршевую музыку. Марш выбирается с простым и четким ритмом. Например, марш А. Парлова. Марш может чередоваться с легким бегом. На последующих занятиях целесообразно использовать ходьбу со сменой темпа. Например, «Ускоряя и замедляя» Т. Ломовой. Предлагаемые упражнения координируют ребенка, учат его ориентироваться в пространстве;

3. Далее включаются упражнения на регуляцию мышечного тонуса, причем силу мускульного напряжения целесообразно соотнести с понятиями «тихо» и «громко» в музыке. Например, «Кот охотится – кот спит»;

4. В упражнениях на развитие координации движений используется стихотворная речь, которая соотносится с движением. Например: «Мы шли, шли, шли. – Дети шагают. Землянику нашли. – Приседают. Раз, два, три, четыре, пять, - «Собирают в ладошку». Мы идем искать опять. – Встают. (В. Волина)

5. Также используют простые образные игры. Например, «Солнышко и дождик» муз. М. Раухвергера, сл. А Барто. Либо простые игры – танцы под пение взрослых. Например, «Ходит Ваня», русская народная песня, обработка Н. Метлова;

6. В структуру занятий включаются упражнения для развития слуховой, двигательной памяти. При разучивании серии движений, каждое движение сперва разучивается отдельно, затем движения объединяются, постепенно наращиваясь. Например, «Всадники», музыка В. Витлина;

7. Даются музыкальные игры на внимание, на запоминание более сложной цепочки движений. Например. «Гуси, лебеди и волк», музыка Е. Тиличеевой, слова М. Булатова.

Таким образом, стоит отметить, что дети с ОНР – сложная и разнородная группа. И музыкальное воспитание для них должно предполагать особое и умелое применение средств музыкально – коррекционной работы. Только учет всех особенностей детей может дать положительный результат в музыкальном и речевом развитии детей.

 

11 октября 2021 в 17:16

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.