Маргарита, музыкальный руководитель.

Роль праздников в формировании нравственно - патриотических чувств дошкольников - консультация для воспитателей

С ранних лет любой человек знает, что такое праздники, и желает, чтобы их было как можно больше. Человеку свойственно стремиться к радостному и светлому ощущению жизни.

Праздники не только позволяют человеку отдохнуть, они делают его добрее, отзывчивее, щедрее, воспоминания о них согревают в трудные минуты.

Взрослые не хотят жить без праздников, а уж дети – тем более. Праздники – важный фактор формирования маленького человека. Жизнь ребенка необходимо наполнить ими.

У детей праздники пробуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности. Массовость, красочность, положительные эмоции, доступность восприятия всего происходящего детям нужны как витамины.

Нравственно воспитательное, познавательное, эстетическое воздействие праздников на ребенка велико. Поэтому очень важно не допускать формализма и однообразия при их проведении. Необходимо продумать художественные элементы праздника и тщательно отобрать песни, стихи, музыку и игры.

Хлопоты о подготовке праздника для ребенка не менее важны, чем сам праздник. Немаловажное значение имеет и личная ответственность малыша за какую-либо часть праздника – это уже само по себе волнующее событие.

В подготовке к празднику дети должны иметь равные права со взрослыми. Это сотворчество педагогов и воспитанников. Скорее именно дети – хозяева праздника.

Для детей очень важно жить в ладу с окружающим миром. Для единения воспитанников с природой проводятся «Масленица», проводы зимы, встреча весны, русские фольклорные праздники. Яркие, поэтичные, пронизанные добротой и любовью ко всему живому, уважением к труду русские народные песни и игры помогут посеять в детской душе такие зерна, которые в дальнейшем прорастут стремлением созидать, а не разрушать; украшать, а не делать безобразной жизнь на земле.

Художественно – эстетическое воспитание развивает духовно – нравственные качества, приобщая детей к ценностям мировой культуры, привлекая к традициям народной культуры, классического и современного искусства. На праздниках звучат музыкальные произведения великих композиторов Чайковского, Глинки, Прокофьева, Мусоргского, Римского-Корсакова, стихи Пушкина, Чуковского, Барто и многих других классиков.

Дети сами исполняют песни, стихи выразительно, стараясь подражать образцу.

Не должны оставаться без внимания в предпраздничные дни  родители. В беседах, на консультациях воспитатели знакомят родителей с предстоящей работой по организации праздничного утренника, предлагают помочь в этом детскому саду. В то же время воспитатели дают советы, как организовать праздник с детьми дома, куда сходить с ребенком в предпраздничный день.

С самого раннего детства надо прививать уважение к истории своего Отечества, к людям, защищавший родной край в тяжелые годы. Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героев – все это входит в понятие патриотизма. Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе. Еще до школы необходимо сформировать у детей первоначальные представления о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, пробудить гордость за принадлежность к России.

В работе по ознакомлению детей с общественной жизнью страны большое место отводится формированию представлений о ее защитниках. Такие праздники, как «День защитников Отечества», «День Победы» дают возможность детям получить яркие впечатления от красоты воинских ритуалов, познакомиться с героизмом и мужеством солдат и офицеров.

Знакомя детей с подвигом советского народа в годы Великой Отечественной войны, следует акцентировать внимание на трудностях, которые приходилось преодолевать бойцам и труженикам тыла, на помощи, которую оказала наша армия другим народам, освободив их от фашистского ига. После проведения праздника дети совершают экскурсию к Вечному огню, памятнику Неизвестного солдата, возлагают цветы.

При подготовке праздничных досугов дети самостоятельно могут изготовить эмблемы команд, игровой материал, подарки для гостей, оформить выставку рисунков или работ по военной тематике. Такие утренники оставляют добрый след в душе каждого участника и зрителя, вызывают чувство благодарности к мужеству защитников земли русской.

Совместные переживания сплачивают детей в дружный коллектив, вызывают чувства индивидуальной и коллективной ответственности.

Праздничный утренник помогает раскрыть значимость общественно важных событий, приблизить детей к пониманию идеи и через активное участие приобщить к всенародному торжеству.

Тематика праздников за последние годы изменилась. По-прежнему отмечаем Новый год, Восьмое Марта, выпуск в школу. Появились новые праздники: День Знаний, День города, День России, День Матери, День семьи, которые воспитывают у детей нравственные чувства.

Именно от того, какими были первые детские впечатления, во многом зависит мировосприятие человека в целом. В связи с этим к педагогам, осуществляющим подготовку детского праздника, его проведение и закрепление детских впечатлений, предъявляются достаточно высокие профессиональные требования: владение традиционной методикой воспитания, ориентировка в современных нововведениях, собственный творческий поиск, изучение интересов детей с целью помочь дальнейшему самовыражению.

Интересный праздник вызовет много положительных эмоций у детей; закрепит и расширит их знания, умения и навыки в разных видах деятельности; поможет развить творческие способности и повысит самооценку. И несомненно, праздники и развлечения помогут детям научиться адаптироваться в разных условиях.

18 октября 2021 в 15:46

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.