Маргарита, музыкальный руководитель.

Музыкальная игра – сказка как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

На современном этапе развития дошкольное воспитание стало особым уровнем образования. Одной из задач, на решение которых направлен ФГОС ДО – сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка, развитие способностей и творческого потенциала. В связи с этим педагогам необходим поиск новых форм организации воспитательно-образовательного процесса, которые будут способствовать решению данной задачи.

О том, что формирование творческих способностей необходимо начинать с детского возраста отмечали многие отечественные и зарубежные ученые в области педагогики и психологии. По мнению Л.С. Выготского, Л.А. Баренбойм, Н.А. Ветлугиной, детей необходимо как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий. Более того, Б.В. Асафьев и А.А. Никитин указывают на необходимость органичной связи обучения и творчества, при этом творчество ученые рассматривают как один из методов освоения учебного материала .

Говоря о формировании творческих способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности у детей. Психологи называют различные сроки – от 1,5 до 5 лет. Так же существует гипотеза, о развитии с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

Мозг ребенка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Это «дозревание», т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того на сколько стимулируется средой образование новых. Этот период «дозревания» время наивысших и широчайших возможностей развития человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются условия .

Чем благоприятнее условия, тем успешнее будет развитие, и тогда ребенок может стать способным, талантливым и гениальным .

Однако возможности развития способностей, достигнуть максимума в «момент» созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, т.е. ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать.

Б.П. Никитин, в течение многих лет занимался этой проблемой, и назвал такое явление НУВЭРС (необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей). Ученый утверждал, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. [7, с.4].

По мнению Б.П. Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности их эффективного развития. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях благоприятствующих развитию имеющихся творческих способностей [7, с.6].

На развитие творческих способностей дошкольника особое влияние оказывают применяемые педагогами технологии обучения, которые направлены на формирование творчески мыслящей личности. Это такие технологии как: нетрадиционные техники рисования и аппликации, театр, ручной труд, пескография, организация исследовательского обучения, музыкально-творческая деятельность.

Наиболее ярко творческие способности проявляются именно в музыкально-игровой деятельности, поскольку музыка является огромным стимулом для проявления чувств и эмоций, своеобразным катализатором, усиливающим творческие проявления .

Особое место в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста занимает музыкальная игра-сказка.

А.В. Кенеман, О.П. Радынова рассматривают ее не только как форму организации игровой деятельности, но и как метод развития творческой активности .

Уникальность музыкальной игры-сказки в том, что с ее помощью дошкольник получает не только социальный опыт, осваивает нравственные нормы и правила, развивается физически, но и накапливает опыт восприятия различных по жанру классических произведений, народной музыки.

В процессе игры обнаруживаются музыкальные и актерские способности, развиваются все психические процессы, в том числе и воображение, которое, как известно, играет особую роль в создании чего-то нового.

Музыкальная игра-сказка, представляющая собой сюжетно-ролевую игру, позволяет детям включаться в разные виды деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, образовательная деятельность).

Как всякая обучающая игра, музыкальная игра-сказка имеет определенные развивающие, образовательные и воспитательные задачи, включает в себя игровые действия и правила.

Основная задача – соотнесение игровых действий с музыкальными характеристиками образов сказки. Правилами является выразительное исполнение роли.

При подготовке этого вида игровой деятельности всю сложную работу берет на себя взрослый – чтение сказки, подбор музыкальных характеристик образов по типу лейтмотива. Музыка должна «откликаться» на развитие сюжета и драматургии сказки, а также передавать картины и звуки природы, образы животных и птиц .

Большой популярностью у детей и педагогов ДОУ пользуются такие виды игры как «Сказка-балет» и «Сказка-балет-драматический спектакль».

«Сказка-балет» – это самый любимый детьми вид сказки, так как опора происходит на наиболее простой и естественный для детей вид музыкальной деятельности – ритмопластику.

Другой вид сказки – это «сказка-балет-драматический спектакль», где наряду с ритмопластическими импровизациями включены реплики героев. Но до спектакля проходит три этапа работы, на каждом из которых решаются определенные задачи.

На первом этапе дети знакомятся с литературным произведением. Беседуя о сюжете сказки, разбираются вопросы нравственного поведения героев, их поступки анализируются, проводятся параллели с действительностью.

Этот этап включает в себя слушание музыки, беседу об ее выразительности, изобразительности и соответствии образам сказки.

Дети, на основе восприятия, выражают свои чувства и эмоции при помощи речи, мимики, жестов.

Если же сказка сочиняется вместе с детьми, то используются такие технологии как: наглядное моделирование, шаблоны, «Сказочные кубики», «Сказочная карта» и т.д., а также различные способы сочинения: «Сказка-малышка», «Сказка от «живых» клякс», «Сказка от стихов», «Сказка по кругу» и т.д. Нередко музыкальное произведение становится основой для сочинения.

Музыкальные характеристики героев подбираются при помощи методов контрастного сопоставления произведений или наоборот, близких по окраске звучания. Уже на этом этапе можно предоставить возможность детям пробовать свои силы в танцевальных импровизациях.

Второй этап – поисково-творческий. На этом этапе дети вслушиваются в музыку, различают и запоминают музыкальные характеристики сказочных образов, происходит поиск вариантов передачи настроений музыки в движениях. Сначала все дети исполняют одновременно одну роль, выражая свое отношение, чувства, переживания. Затем обсуждаются различные варианты и наиболее яркие «находки». Необходимо отмечать выразительность движений, которые будут свидетельствовать о накопленных двигательных, танцевальных навыках, а также о степени сформированности музыкального восприятия. На этом этапе дети меняются ролями и пробуют свои силы в создании всех образов сказки.

У каждого ребенка появляется любимый образ, в котором наиболее естественно и ярко проявляются его творческие способности. В такой привлекательной деятельности дети легко овладевают новыми движениями и закрепляют имеющиеся у них умения. Освоив сказку в ритмопластике можно добавить реплики героев.

В игре детям предоставляется возможность проявить творческие способности и в игре на ДМИ (детских музыкальных инструментах), подбирая тембр звучания и манеру исполнения соответственно образам сказки.

Третий этап – творческий. Дети выбирают себе роли. На этом этапе они уже овладели различными способами передачи образов, происходит закрепление и творческое применение усвоенного материала.

Развитию творческих способностей в процессе ритмопластических, голосовых, пантомимических импровизаций способствует эмоциональная подача текста ведущим и, конечно же, атрибуты, костюмы, декорации.

Детям нравится танцевать с различными предметами, особенно они помогают передать такие специфические образы как: «огонь», «Лунный зайчик», «снег», «туман» и т.д.

В танцевальных импровизациях, где происходит развитие сюжета сказки: «строительство дома», «пожар», «преображение Федоры» и т.д. атрибуты очень важны, так как помогают ребенку более яркому и полному выражению образа. танцах можно использовать самые разные атрибуты и предметы. Ленты разной длины, различного цвета султанчики, платочки и платки, детские музыкальные инструменты, некоторые предметы домашнего быта, спортивный инвентарь, детский строительный материал, модули.

Совместно с воспитателем дети могут изготовить мелкие детали к костюмам, нарисовать образы героев, сюжетные картины.

Важным моментом в развитии детского творчества является самостоятельная игровая деятельность в группе. Поэтому в уголках должен быть доступ к музыкальным инструментам и различным атрибутам.

Отличительной особенностью музыкальной игры-сказки, является способность перерастать в театрализованное представление, которое может быть включено в праздники и досуги.

Важно отметить, что сказки не должны быть большими, а в создании спектакля исключаются долгие репетиции и многократные повторения. В противном случае уровень творческой активности детей будет снижаться.

Конечно же, в дошкольном возрасте еще рано говорить о полноценных творческих способностях. Скорее это творческие проявления, которые важно вовремя заметить и стимулировать их развитие. По этому, крайне важна связь и контакт с семьей ребенка .

С помощью такой нетрадиционной формы общения как музыкальная игра-сказка, появляется возможность не только привлечь внимание родителей воспитанников к теме детского творчества, но и вовлечь в сам творческий процесс. Партнерские отношения с семьей положительно влияют на эмоциональную и духовно-нравственную сферу ребенка, способствуют раскрытию творческого потенциала.

В заключении хочется обратиться к высказыванию В.А. Сухомлинского: «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках и трепетных звуках, в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

Литература:

Бутенко Н.В. Художественно-эстетическое развитие личности в период детства в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании. «Вестник» Челябинского гос. пед. университета. 2015. N4. С.7–11.

Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М.: МИОО, 2005. Вып. 1. 176с.

Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. 3-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение 1989.270с.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: 2001.93с.

Можейко А.В. Развитие познавательной и эмоциональной сферы дошкольников. Методические рекомендации. / под ред. А.В. Можейко. Воспитатель ДОУ. М.: 2009.128с.

Микляева Н.В. Интеграция образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания. М.: 2013.80с.

Никитин Б.П. Ступеньки творчества. Развивающие игры. / под ред. О. Патрушевой. М.: Самокат, 2017.384с.

Радынова О.П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебник для студентов высших уч-х заведений. Дубна: Феникс +, 2011.302с.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.: Концептуал, 2018.320с.

Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании. [электронный ресурс] // Психология, наука и образование psyedu.ru. 2013. №3. URL: http: // psyjournajs.ru / psyjou – ru / 2013/n3/62459. shtml (дата обращения: 05.01.2019).

18 октября 2021 в 18:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.