Маргарита, музыкальный руководитель.

Возможности использования музыкально-дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

 Возможности использования музыкально-дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками. 

 

Детство – это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой. Специалистами всего мира дошкольный возраст признан периодом наиболее стремительного психического и физического развития ребёнка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. 

Музыкотерапия является наиболее древней и естественной формой коррекции эмоциональных состояний, которой многие люди пользуются (осознанно или нет) - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. 

Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребёнка можно рассматривать в трёх аспектах. 

Первый аспект – физиологический, связан с исследованиями В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. М. Сеченова, И. Р. Тарханова и др., которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно – сосудистой, дыхательной, опорно – двигательной систем, формирует произвольность психических функций. 

Второй аспект – психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально – личностную сферу ребёнка, выполняет коррекцию, познавательных, психических, коммуникативных нарушений. 

Третий аспект – педагогический. Посредством музыки у дошкольника воспитывается способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности. Главным средством музыкального воздействия на слуховые и двигательные анализаторы является метроритм. С первых занятий у детей закладываются основы ощущений речевых и музыкальных сигналов, ритмических импульсов, ритмических реакций, ощущение акцентов, слабых и сильных долей. Метроритмическая единица – доля, соответствующая шагу, взмаху руки, повороту головы, наклону корпуса, - вырабатывает в детском организме размеренность темпа движения, что является положительным моментом и базисом в регуляции психических процессов. 

В музыкальной игре дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи – ритм, динамику, темп, высоту. Это даёт педагогу возможность дифференцированно воздействовать на дошкольников с разным темпом развития. 

Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера. 

Расторможенные (гиперактивные) дошкольники успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбуждённое состояние коры головного мозга. 

Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии, требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем звучания. 

Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет дошкольникам требования проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально – игрового задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления. 

В соответствии с этим музыкальные игрыпозволяют решать следующие задачи: 

1. Коррекционные: 

• развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм, координация движений, их темпа и ритма; 

•формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения. 

2.Оздоровительные: 

• укрепление сердечно – сосудистой, двигательной систем, костно – мышечного аппарата; 

•развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной; 

• развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжения);• развитие быстроты двигательной реакции. 

3.Образовательные: 

• обучение речевым, певческим, двигательным навыкам; 

• развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей; 

• формирование умственных умений и действий. 

4.Воспитательные: 

• воспитание общей музыкальной, двигательной, речевой культур; 

• эстетическое отношение к окружающему; 

• развитие чувств, эмоций высшего порядка. 

5.Развивающие: 

• познавательную активность; 

• устойчивый интерес к действованию; 

• саморегуляцию и самоконтроль; 

• внимание, память, мышление; 

• ориентировку в пространстве. 

В работе с детьми используем следующие виды деятельности: 

• музыкально – дидактические игры; 

• музыкально – ритмические игры; 

• музыкальную арттерапию (аутотренинги); 

• инсценировки. 

В музыкальных играх, которые служат средством развития музыкально – сенсорных способностей, детям предлагается различать музыкальные звуки по высоте, тембру, динамике. Музыкальные игрушки и инструменты помогают решать эту проблему. Так, для развития звуко – высотного слуха возможно использование колокольчиков с различной высотой звучания. Металлофон, поставленный наклонно, становится «музыкальной лесенкой», с его помощью дошкольники узнают, «куда пошла кукла» - вверх, вниз, стоит на месте или перепрыгивает через ступеньку. 

Для упражнения в развитии восприятия ритмического рисунка предлагаю детям любой инструмент ударной группы. Дети с удовольствием играют в «Музыкальное эхо», причём один может придумать свой ритм, а другой его воспроизводит. 

Применяю и другие приёмы. В игре «Узнай своё имя» предлагаю по количеству хлопков определить, имя какого ребёнка я назвала. 

Развивать зрительную и двигательную память можно с помощью игры «Заяц с барабаном». 

Барабан зайчишка взял, 

Лапкой звуки издавал. 

Он по – разному играл, 

Зайчихе маме подражал. Ребёнок, исполняющий роль зайчихи – мамы,показывает порядок движений: играет на барабане одной рукой, другой рукой, поочерёдно каждой, одновременно двумя руками. 

Дошкольники охотно участвуют в ритмической игре карусель на ускорение и замедление темпа.В игре используются известные детские стихи: 

Еле – еле, еле – еле, 

Закружились карусели, 

А потом, потом, потом 

Всё бегом, бегом, бегом. 

В соответствии со стихами дети то ускоряют, то замедляют темп. 

С удовольствием дошкольники принимают участие в игре «Оркестр». 

В музыкально – ритмических играх активно использую подражательно – пантомимические (имитационные) движения. Например, «Кто как идёт», что позволяет изображать домашних и диких животных, сказочных персонажей и т. д. 

Большой интерес вызывают у детей музыкальные задания, выполняемые с помощью наглядных пособий, которые значительно стимулируют познавательную активность и умственную деятельность ребёнка. Музыкально - дидактическая игра «День - ночь» позволяет развивать у дошкольников, умение различать образный характер музыки, соотносить художественный музыкальный образ с образами и явлениями действительности. Ребятам предлагается из пары иллюстраций, изображающих дневной и ночной пейзаж, выбрать тот, который соответствует характеру прозвучавшей музыки. 

Музыкально - дидактическая игра «Мульт - лото», проводится в форме музыкальной угадай - ки. Используя цветные иллюстрации с изображением мультипликационных героев, дошкольники угадывают, из какого мультфильма прозвучала песня. 

В игре «Кто как идёт» детям предлагаются уже знакомые музыкальные произведения по одноимённой музыкально – ритмической игре. С помощью карточек изображающих зверей, они определяют характер музыкальных фрагментов. 

В музыкально – дидактической игре «Волшебные ключи» у дошкольников развивается способность различать высокий и низкий регистры. Детям предлагается отправиться в музыкальное королевство, где правят король и королева. 

Он помощник наш отличный, 

Всё нам скажет ключ скрипичный. 

Завитой красивый знак 

Он рисуется вот так. 

Ребятам поясняется, что скрипичным он называется потому, что в этом ключе пишут ноты для скрипки. 

Ключ теперь нам нужен новый, 

Называется - басовый 

А его особый знак 

Нарисуем мы вот так. 

Ключ получил название басовый, потому что нотки, живущие за этим ключом, поют басом т. е. низкими голосами, будто всегда сердиты. 

Современный мир ежедневно преподносит много поводов для возникновения стрессов, которые негативно влияют не только на взрослые, но также и на детские организмы. Поэтому важно научить ребёнка действиям, которые могли бы облегчить ему возникшее состояние временного напряжения, научив расслабляться и сбрасывать негативное ощущение. Для этого применяются музыкальные аутотренинги: 

«Ночь», 

«Утро», «На тёплом песке». Для понимания детьми требований педагога по выполнению того или иного мимического выражения, удобно воспользоваться графическими схемами. 

Инсценировка «Где мы были, что мы видели?» не только вызывает положительные эмоции, но и способствует активизации словаря.Темы могут быть следующими: «Мы были в лесу, что там видели…», «Мы были в цирке, что там видели…», «Мы были в театре, что там видели…», «Мы были на море, что там видели…». 

Песня – игра «Шар» активизирует внимание. 

Летит, летит по небу шар, 

По небу шар летит. 

И знаем мы, что этот шар 

До неба долетит. 

Текст песни – игры исполняется на мелодию песни «В лесу родилась ёлочка» Бекмана.А теперь мы заменим слово шар жестом: вытянем руки вперёд, и сомкнём пальцы, как будто держим большой воздушный шар. 

Второе слово, которое мы не будем называть слово «летит». Вытяните руки в стороны и плавно помашите ими. Давайте споём песню уже с заменой двух слов – «шар» и «летит». 

Последнее, что нам осталось показать, «небо», поднять руки вверх. Споём песню, заменив в ней все три слова – «шар», «летит», «небо». 

 

 

19 октября 2021 в 18:47

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.