Маргарита, музыкальный руководитель.

Методы разучивания музыкально- ритмических движений посредством игры

Мастер – класс для педагогов ДОУ

Цель: повышение профессионального уровня и обмен опытом.

Задачи:

 • передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности

• повышения уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса;

• формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности каждого участника мастер-класса.

Педагогическая деятельность требует от музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения разнообразия знаний и умений в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста, а современное общество выдвигает перед ним особые задачи в связи с реализацией личностного подхода.  Возросла потребность в эффективных методах воспитания и обучения дошкольников основам музыкального развития, влияющее на последующее становление личности ребенка. А наша творческая  профессия стимулирует нас искать все новые и новые формы обучения:.  учить детей  воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях; развивать творческие способности, придумывать игровой образ, персонаж и «свой»- танец-вот цель обучения ритмики и добиться этому можно через игру, через наглядность в образной форме. От простого- к сложному: от детских кукол-к образам сказочных персонажей и образам фантазии и природы!  Такой должна быть динамика развития детского творческого самовыражения! Музыкально-ритмическое воспитание  оказывается одним из стержневых видов деятельности, объединяющим музыку, пение, движение и слово. Ведь овладевая навыками ритмического, выразительного движения, ребенок учится владеть своим телом, у него формируется правильная осанка, выразительная легкая походка.

Накопленный опыт работы в процессе организации музыкально-ритмического развития в дошкольном учреждении показал, что существует проблема на которую необходимо обратить внимание, это как научить детей запоминать разнообразные танцевальные движения, их последовательность, смену рисунка в танце. Анализ накопленного опыта работы заставил меня искать эффективные средства активизации музыкально-ритмических движений и творчески подойти к подбору методов и приемов работы. В связи с этим мной была изучена и использована в работе следующая литература, которая позволила определиться с целью и задачами по заданному направлению. Поставленная мною цель-научить детей запоминать последовательность танцевальных движений и смену рисунка танцев используя эффективные методы и формы работы. Задачи направленны на:

1. Развитие двигательной памяти, при поэтапном разучивании танцевиспользуя все виды шага.

2. Обогащение двигательного опыта детей по кругу и в парах, совершенствование танцевальных движений с помощью образа.

3. Развитие творческих способностей, потребности в самовыражении, выразительности в движении под музыку, воспитание рыцарства.

Были определенны направления работы по организации и обучению музыкально-ритмических движений, это поэтапное разучивание танцевдвижения с помощью образадвижение по кругу и парами; понятие правой руки и ноги; воспитание рыцарства. Для выполнения заданных направлений подобранны следующие методы и приемы работы, что позволило добиться мне эффективности в разучивании музыкально-ритмических движений с детьми. Это

1. Наглядно-слуховой методиспользуется мной при ознакомлении детей с музыкальным произведением, с помощью которого в дальнейшем строится музыкально-ритмическая композиция.

2. Наглядно-зрительный, двигательный метод, применяется при показе игр, плясок, отдельных танцевальных элементов.

3. Словесный метод, этот метод, который очень важен для меня, потому что без правильного, четкого объяснения нельзя добиться положительного результата. Используется мной в танцахмузыкальных играх, при пояснении хода выполнения движений, многократном повторении и подаче нового материала).

Работа над первым направлением- поэтапным разучиванием танцев, проходила на занятии по музыкальному воспитанию и в кружке. В своей работе руководствовалась постепенным, поэтапным разучиванием танца, объединяя в единое целое все разученные движения, как бусинки на нитку. В процессе освоения танцевального материала условно выделила для себя три этапа обучения.

На первом этапе - опиралась на способность детей к подражанию, поскольку дети повторяют все движения автоматически, подражая взрослому.

Второй этап для меня характерен тем, что время от времени прекращаю показ в процессе совместного исполнения и предлагаю детям продолжать исполнять движения самостоятельно, для тренировки произвольного внимания, памяти, воли. Только после нескольких повторений, я позволяю детям исполнить всю композицию самостоятельно от начала до конца, подсказывая в начале некоторыми жестами. Это так называемый птичий язык или как его еще называют в методике «условный язык». Например, при кружении еле заметно кручу пальчик перед собой, а при выполнении лодочки складываю ладони перед собой гнездышком,

«крестик» в вальсе, показываю с помощью скрещивания двух пальцев крестиком и т. д. Если дети уже хорошо знают порядок движения в танце, то им эти подсказки- скорее нужны как психологическая поддержка.

На третьем этапе поэтапного разучивания танцев– с учетом двух первых этапов происходит формирование у детей умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения, владеть собственным телом, тонкостью музыкального восприятия.

Чтобы выучить определенное движение на всех этапах разучивания танца, себе на помощь я зову трех друзей кукол: мальчик Шажок- шагает различными шагами;

мальчик Прыжок –делает прыжки; девочка Пружинка- сгибает ножки, пружинит.

Например, при разучивании танцевальных движений использую четверостишье:

Вот солдатики стоят,

Начинается парад!

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем мы шагать. (приходит мальчик Шажок)

Ножки быстро поднимай

и прыжками забавляй. (приходит мальчик Прыжок)

Мы коленочки покажем,

Как пружиночки запляшем (приходит девочка Пружинка)

Все наши танцевальные движения состоят из трех друзей, объясняю детям:

Боковой галоп =прыжок+приставной шаг

Шаг польки = Подскок (прыжок) + 2 шажка

Поскок = шаг + прыжок

Использование в обучении музыкально-ритмическим движениям «Трех друзей», необходимое условие в использовании здоровье сберегающих технологий. Так что только система занятий, закрепление и отработка выразительности и эстетики выполнения движений в итоге дают тот танец, которым и мы, и дети довольны.

Движения с помощью образа- это второе направление, которое используется мной в обучении музыкально-ритмическим движениям с использованием игровых приемов.

Игровой прием "Спокойный шаг" применяю с младшей группы предлагая детям просто «погулять» (дети свободно, естественным, неспешным шагом гуляют по залу, при этом предлагаю им рассмотреть во время ходьбы зал или предлагаю погулять, отдыхая от предыдущего танцевального движения.

Игровой прием "Мягкий шаг" или" кошечка", используется мной со средней группы. Ассоциируется у детей этот прием с мягкими шажками и движениями кошечки, которая мягко и изящно двигается.

Игровой прием "Бодрый шаг", применяется мной с младшей группы. Его еще можно назвать шаг солдатика и использовать с показом куклы мальчика.

Игровой прием "Стремительный шаг" применяю в старшей-подготовительной группе - "шагаем, как спортсмены" - колени не сгибаем, выносим прямую ножку стремительно вперёд, носочек тянем" (снова показ мальчика Шажка).

Игровой прием «Рисуем цветочек» или «Выставление ноги на носок» - используется во всех возрастных группах. Этот прием очень эффективен на практике, потому что просто добиться вытягивания носка у ребенка сложно. Как только начинаешь с ним играть в карандашик, который рисует цветочек, то дети проявляют свое воображение дополняя движение «как-бы цветным карандашиком». Цветной карандашик может определяться по цвету колготок, носочек, гольф.

А если еще и подбадривать детей словами отточенный, новенький, остренький, положительный результат не заставит себя ждать.

Как только был найден образ карандашика, отточенного – всё! – ни о каком согнутом колене уже не было и речи!

Движение по кругу и парами. Это сложное направление в обучении музыкально- ритмическим движениям. Для эффективности обучения использую в работе прием – «карусель» с использованием четверостишья.

Мы пришли на карусели,

И устроили веселье –

Покатались дружно все

На огромном колесе.

С песней, с музыкой, с игрой!

Как нам весело с тобой!

Карусель кружится, а лошадки друг на друга не наезжают напоминаю всегда детям.

Игровой прием «платок» - позволяет закрепить работу в парах и в круге, где все дети, стоящие в парах и держась за платок, стараются не сломать круг и не выйти из пары, чтобы платок не помялся, не искривился и не потеряет свою красоту.

Наш платочек голубой,

Поиграть хотим с тобой.

Ты беги, платок по кругу,

Выбирай скорее друга!

Покружись, попляши

И платочек ты держи!

Стоит детям понять принцип движения, приобрести минимальный опыт, навык,- как уже легче обращаться к ним с просьбой не отставать и соблюдать круг… просто уже в начале обучения мы осваиваем материал с помощью игровой формы, что позволяет получать удовольствие от танца.

Используя прием игровой- музыкальный «Прятки», учу детей держать круг ровным, красивым, например,

Спрячься, спрячься, и сейчас будет ровным круг у нас!

Ты за мной шагай, мой друг, не ломай красивый круг!"

Кто неровно зашагал - тот цепочку разорвал,

Спрячься, спрячься, поскорей, будет наш кружок ровней!"

Проверено: игра в "прятки" друг за друга в хороводном шаге- в 100 раз эффективнее, чем простые просьбы идти ровнее!

Понятие правой руки и ноги одно из направлений необходимых для обучения детей танцам. Обучение правой и левой руки, ноги происходит с применением знакомого нам уже четверостишья.

(танец буги –вуги)

Ручку правую вперед,

А потом ее назад

И опять ее вперед

И немножко потрясем.

Мы танцуем буги-вуги

Правая нога и т. д.

Чтобы дети запомнили правую ногу и не путались, я привязываю красивую ленточку к правой ноге. (особенно в парах). Дети видят, что ленточка находится на противоположных ногах, что ножки не ударяются и свободно можно выставлять их вперед. А нога на которой нет ленточки- левая, она тоже может свободно двигаться вперед и назад.

Знание Правой руки и ноги -самое первое правило для танца: начинаем любое танцевальное движение с правой ноги, поворачиваемся при кружении в правую сторону (догоняем правую руку).

Воспитание рыцарства, еще одно, не «музыкальное», но очень важное направление в моей работе по обучению музыкально-ритмическим движениям. Именно это направление помогает мне на занятиях привить навык культурного поведения в движении. Например, со средней группы - приучаю мальчиков подходить к девочкам с поклоном и выводить на танец. И обязательно после танца отводить девочек на место, так же с поклоном, и садиться рядом - или на свободный стульчик. Эта традиция закрепляется уже в старших группах, у детей начинают проявляться задатки рыцарства.

При разучивании и закреплении детьми ритмического рисунка (или движения)использую следующие приемы: прохлопать ритмический рисунок, пройти его шагами; прохлопать выученный ритмический рисунок в кругу по очереди; пройти шагами знакомый ритмический рисунок с частичным или полным выключением музыкального сопровождения (пропеть мелодию про себя). ДЕТСТВО– это, прежде всего, ИГРА. Если ребенок познает мир, получает знания в ИГРОВОЙ форме, то эти сведения усваиваются им быстрее и легче.

Поэтому прививать   детей к обучению музыкально ритмическим движениям лучше  через игру, чтобы в занимательной, игровой ситуации ребёнок выполнял движения легко и непринуждённо, увлекаясь самим процессом обучения, чтобы он  не стеснялся сделать движение неправильно, а был захвачен игрой, сюжетом, ведь давно известно: если ребёнку интересно, то гарантия того, что у него всё получится, возрастает во много раз. Что понятно – то выполнимо!

Музыкально- ритмическое движение, как и любой другой вид деятельности с детьми требует результативности выполненных действий. В своей деятельности с детьми применяю следующую систему оценивания- система поощрительных значков. Такая система включает в себя три вида поощрения за успехи в освоении танцевальных движений в танцевальном творчестве: "Орден волшебной туфельки" для девочек; «Орден волшебной туфельки" для мальчиков; за успехи в парных танцах.

Из выше сказанного можно сделать определенный вывод, что методы и приемыиспользованные мной на музыкальных занятиях способствуют более активному развитию музыкально-ритмического движения, позволяет в доступной форме приобщить детей к основам музыкального искусства.

29 мая 2023 в 18:25

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.