Маргарита, музыкальный руководитель.

ОРГАНИЗУЕМ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДОСУГ МАЛЫША (игры, развивающие чувство ритма )

                               Консультация для родителей.

Одной из важнейших областей человеческой деятельности является музыка. Она окружает нас на протяжении всей нашей жизни - от младенческих лет до самой старости. Даже если че­ловек совсем не связан с нею по роду своей деятельности, он может очень любить и хорошо знать музыку. Мы хотим пред­ложить нашу помощь тем, кто просто хочет лучше разбираться в музыке, научиться ее различать, запоминать; тем, кто любит петь, но не слишком уверен в своих силах; кто хочет помочь своему ребенку стать музыкальным.

Хотя и говорят, что если в детстве «медведь на ухо насту­пил», то это навсегда, на самом деле это не так. У всех людей, если они вообще различают какие-то звуки, есть музыкальный слух. Просто у одних он развился сильнее, а другим с этим не повезло. И время, когда можно развить музыкальный слух, упущено в детстве, когда закладываются основы тех или иных способностей человека.

Музыка началась с ритма. В Азии и Африке существуют на­роды, в танцах которых вообще нет мелодии. Мелодия, как та­ковая, у них отсутствует. Основу составляет богатый и сложный ритм, исполняемый на ударных инструментах. Вообще ритм - это основа всей музыки. Возможно ли,  представить существова­ние мелодии без ритмической опоры? А вот ритм без мелодии прекрасно обходится. И в этом можно убедиться на примере игр, которые развивают чувство ритма. В эти игры можно иг­рать как с одним ребенком, так и с подгруппой детей.

«Аплодисменты»

Одна из самых простых игр - на запоминание прохлопанно­го ритма. Возможны несколько участников и ведущий. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу. Ритмы можно постепенно усложнять. Если кто-то не может повторить прохлопанный ритм с первого раза, ведущий должен попросить придумавшего этот ритм повторить его столько раз, сколько потребуется для отгадывания.

«Карнавал»

В этой игре придется освоить ритмы Латинской Америки. Популярный танец «Макарена» основан на латиноамериканских стилях.

Для этой игры ребятишкам потребуются новые инструмен­ты, и сделать их придется своими руками. Для этого нужно про­стую жестяную банку из-под фанты или другого газированного напитка наполнить мелкими сыпучими предметами - рисом, песком, мелкими камушками. Если у кого-то найдутся детские маракасы, значит, латиноамериканский ансамбль налицо почти в полном составе. Бубен и барабан - тоже не лишние. Теперь нужно подобрать любую мелодию в ритме самбы, румбы, танго. Такие мелодии есть у таких современных исполнителей, как Ал­су, Энрике Иглесиас, Макарена, Бритни Спирс или группы «Сплин». Игра заключается в том, чтобы, предварительно по­тренировавшись, постараться «влиться» в звучание заготовлен­ной композиции или песни. Старайтесь, чтобы звуки ваших ин­струментов совпадали с «долями» звучащей музыки, с ударами барабанов или гитары. Приложив усилие, вы почувствуете, что ваша группа «музыкантов» становится настоящим мексикан­ским оркестром или участником бразильского карнавала.

«Водные процедуры»

Для этой игры необходима подготовка. Нужно взять не­сколько стаканов, желательно одинаковых. Наполните их водой на разном уровне и ударом металлической палочки проверьте, какой звук они издают. Каждый стакан должен зазвучать по-своему. Пусть это будет не слишком мелодично и стройно - главное, чтобы звуки четко различались на слух. Задачи играю­щих - запомнить тембры, высоту звучания каждого из стаканов. Постарайтесь выстроить стаканы в ряд по мере повышения высо­ты, чтобы слева оказались стаканы низкие по звуку, а справа -высокие. Сочиняйте ритмические рисунки, согласовывая их со звучанием. Один участник сочиняет мелодию, другой должен этот ритмический рисунок повторить.

«Эстафета»

Эта игра подразумевает, чтобы каждый из участников уже более или менее владел своим голосом и был в силах спеть если не всю песню целиком, то хотя бы небольшой отрывок. Поются любые песни детского содержания. Первую фразу начинает петь ведущий, затем продолжает следующий человек. И так, каждый, исполняя следующую фразу из песни, передает ее как эстафету следующему участнику. Здесь главное - не «сползти», не поте­рять тон. В этой игре важнее не тот, кто начинает, а тот, кто продолжает и заканчивает. Они не должны дать увести мелодию от начального тона туда, «куда Макар телят не гонял». Задача сложная, но интересная.

«Классная классика»

Классикой называют музыку, проверенную временем. Есть классика джаза, классика рока. И классика популярной песни. Чаще всего, когда говорят слово «классика», имеют в виду му­зыку, написанную серьезными композиторами иногда много лет, а то и веков назад. Действительно, всю классику запомнить почти невозможно, но попробовать «вложить» в свою память несколько классических мелодий, лишним ни для кого не будет. Для проведения этой игры вам понадобится прослушать одну или несколько таких мелодий и запомнить. Затем ведущий дает прослушать небольшой отрывок из музыкального произведения. Остальные должны записать название произведения или назвать его, зарабатывая тем самым очки. После первых тактов звучания можно также называть несколько слов из песен. Побеждает тот, кто наберет больше очков.

Примеры произведений, рекомендуемых к прослушиванию:

М. И. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

П. И. Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик».

И.-С. Бах. «Шутка».

И. Стравинский. Балет «Петрушка».

Д. Шостакович. Романс из кинофильма «Овод».

М. Равель. «Болеро».

Тем, на кого классическая музыка произвела впечатление, рекомендуется прослушать музыкальную сказку «Петя и волк». В ней вы познакомитесь с инструментами симфонического ор­кестра и запомните тембры многих из них, что также может пригодиться вам в жизни и улучшить вашу музыкальную и тем­бровую память. Попробуйте шагнуть в ногу со всем миром, полюбите классику!

 

Список литературы:

1.  

Ветлугина Н. А

Кенеман А. В.

«Теория и методика музыкального воспитания в детском саду». Москва Просвещение, 1983 г.

2.  

Льговская Н.И

«Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста» Айрис Пресс, Москва ,2007 г.

3.  

«Дошкольное

Подписное издание за 2000 - 2008г.г. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника»

 

 

 

 

29 мая 2023 в 18:26

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.