Маргарита, музыкальный руководитель.
ОБОГАЩЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Познавательное развитие – одно из важнейших направлений дошкольного образования. Задача педагога – создать условия, найти наиболее удачные способы подачи информации для развития любознательности, познавательной активности и развития познавательных способностей детей. Основными формами организации познавательной деятельности на музыкальных занятиях являются:
Восприятие музыкальных произведений – это один из основных видов музыкальной деятельности человека. Музыка успокаивает, вызывает сопереживание, эмоциональную отзывчивость. У детей слушание музыки развивает познавательный интерес, расширяет музыкальный кругозор и повышает музыкальную восприимчивость. Слушая музыкальные произведения, беседуя о характере и содержании музыкального произведения, ребенок знакомится с историей и культурой родного края и России. Усваивает представления о природе, о жизни и деятельности человека в образной, эмоционально-чувственной форме. Например, прослушивая музыкальные произведения «Салават» муз. Р. Касимова, «Урал мой» муз. А. Кубагушева – дети знакомятся с историей и культурой Республики Башкортостан. Слушая музыкальные произведения «Листопад» муз. Т. Попатенко, «Метель» Г.В.Свиридова, «Подснежники» муз. В. Калинникова, «Весна» П.И. Чайковского, дети получают представления о явлениях природы и временах года. Прослушивая музыкальные произведения Д. Б. Кабалевского «Плакса», «Злюка» и «Резвушка» дети знакомятся с разными чертами характера человека. А при восприятии музыкальных произведений композитора Ю. Слонова «Лесные картинки» знакомятся с голосами птиц и животных. в развитии познавательных способностей и становлении мировоззрения ребенка дошкольного возраста. Дидактические игры – следующая форма организации познавательной деятельности на музыкальных занятиях. Дидактическая игра – разновидность игр с правилами, созданных для решения задач обучения, воспитания и развития детей на основе образовательных ситуаций. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети, применяя уже освоенные ранее представления, самостоятельно решают умственные задачи, предложенные им в занимательной форме, сами находят решения проблемных ситуаций. Например, дидактические игры: «Узнай и спой песню по картинке»; «Музыкальный магазин»; «Назови композитора» – способствуют развитию восприятия и музыкальной памяти; дидактические игры: «Музыкальные инструменты» и «Веселые музыканты» муз. Ш. Кульбарисова – знакомят с культурой башкирского народа, а музыкальная дидактическая игра «Времена года» – способствует развитию представлений о природе. Важно, чтобы при организации дидактической игры были представлены все её элементы: дидактическая и игровая задача, содержание и правила игры, игровые действия, результат игры. Задачи, поставленные музыкально-дидактической игрой, требуют устойчивого внимания, активной деятельности всех анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения, что, несомненно, влияет на развитие познавательных способностей детей. Следующая форма – Познавательно-исследовательская деятельность. Это своего рода детская лаборатория, в которой ребенок получает массу сведений о новом объекте в процессе его практического исследования. На основе восприятия и с помощью обследовательских действий дети устанавливают причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающей действительности, учатся задавать вопросы (из чего? для чего? как использовать?), задумываются над ответами на них, пытаются найти ответы самостоятельно. Например, знакомя детей с музыкальными и немузыкальными звуками, педагог подводит детей к исследованию, определяя проблемные вопросы: «Что такое звук?», «Как он получается?», «Почему звуков так много?», «Откуда берутся звуки?», а затем вводит в процесс создания детских самодельных игрушек-инструментов. У ребенка развивается большой интерес к миру звуков и творческое самовыражение. Чем разнообразнее и интереснее музыкальный руководитель организует исследовательскую, поисковую деятельность на музыкальном занятии, тем больше новой информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее идет развитие познавательных способностей. В самостоятельной музыкальной деятельности для развития у детей познавательных способностей можно организовать: творческие мастерские, игры – путешествия, игры – инсценировки, творческие гостиные, интерактивные праздники. Таким образом, представленные формы проведения музыкальной деятельности позволяют обеспечить развивающее обучение дошкольников, способствуют обогащению познавательной сферы и развитию их познавательных способностей. 30 мая 2023 в 12:09
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.