Маргарита, музыкальный руководитель.

ОБОГАЩЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


Познавательное развитие – одно из важнейших направлений дошкольного образования. Задача педагога – создать условия, найти наиболее удачные способы подачи информации для развития любознательности, познавательной активности и развития познавательных способностей детей.

 Основными формами организации познавательной деятельности на музыкальных занятиях являются:

  1. Восприятие музыкальных произведений.
  2. Дидактические игры.
  3. Познавательно-исследовательская деятельность.

Восприятие музыкальных произведений – это один из основных видов музыкальной  деятельности человека.  Музыка успокаивает, вызывает сопереживание, эмоциональную отзывчивость.  У детей слушание музыки развивает познавательный интерес, расширяет музыкальный кругозор и повышает музыкальную восприимчивость.

Слушая музыкальные произведения, беседуя о характере и содержании музыкального произведения, ребенок знакомится с историей и культурой родного края и России.

 Усваивает представления о природе, о жизни и деятельности человека

           в образной, эмоционально-чувственной форме.

Например, прослушивая музыкальные произведения «Салават» муз. Р. Касимова, «Урал мой» муз. А. Кубагушева – дети знакомятся с историей и культурой Республики Башкортостан.

 Слушая музыкальные произведения «Листопад» муз. Т. Попатенко,

           «Метель» Г.В.Свиридова, «Подснежники» муз. В. Калинникова, «Весна» П.И. Чайковского, дети получают представления о явлениях природы и временах года.  

Прослушивая музыкальные произведения Д. Б. Кабалевского

           «Плакса», «Злюка» и «Резвушка» дети знакомятся с разными чертами характера  человека.

А при восприятии музыкальных произведений композитора Ю. Слонова

«Лесные картинки» знакомятся с голосами птиц и животных.

в развитии познавательных способностей и становлении мировоззрения ребенка дошкольного возраста.

Дидактические игры – следующая форма организации познавательной деятельности на музыкальных занятиях.

Дидактическая игра – разновидность игр с правилами, созданных

 для решения задач обучения, воспитания и развития детей на основе образовательных ситуаций. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети, применяя уже освоенные ранее представления, самостоятельно решают умственные задачи, предложенные им в занимательной форме, сами находят решения проблемных ситуаций.

Например, дидактические игры: «Узнай и спой песню по картинке»;

             «Музыкальный магазин»; «Назови композитора» – способствуют развитию восприятия и музыкальной памяти; дидактические игры: «Музыкальные инструменты» и «Веселые музыканты» муз. Ш. Кульбарисова – знакомят с культурой башкирского народа, а  музыкальная дидактическая игра «Времена года»  – способствует развитию представлений о природе.

Важно, чтобы при организации дидактической игры были представлены все её элементы: дидактическая и игровая задача, содержание и правила игры, игровые действия, результат игры. Задачи, поставленные музыкально-дидактической игрой, требуют устойчивого внимания, активной деятельности всех анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения, что, несомненно, влияет на развитие познавательных  способностей детей.

Следующая форма – Познавательно-исследовательская деятельность. 

Это своего рода детская лаборатория, в которой ребенок получает массу сведений о новом объекте в процессе его практического исследования.

На основе восприятия и с помощью обследовательских действий дети

устанавливают причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающей действительности, учатся задавать вопросы (из чего? для чего? как использовать?), задумываются над ответами на них, пытаются найти ответы самостоятельно.

Например, знакомя детей с музыкальными и немузыкальными  звуками, педагог подводит детей к исследованию, определяя проблемные вопросы: «Что такое звук?», «Как он получается?», «Почему звуков так много?», «Откуда берутся звуки?», а затем вводит в процесс создания детских самодельных игрушек-инструментов.  У ребенка развивается большой интерес к миру звуков и творческое самовыражение.

Чем разнообразнее и интереснее музыкальный руководитель организует исследовательскую, поисковую деятельность на музыкальном занятии, тем больше новой информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее идет развитие познавательных способностей.

В самостоятельной музыкальной деятельности  для развития у детей познавательных способностей можно организовать: творческие мастерские, игры – путешествия, игры – инсценировки, творческие гостиные, интерактивные праздники.

Таким образом, представленные формы проведения музыкальной деятельности позволяют обеспечить развивающее обучение дошкольников, способствуют обогащению познавательной сферы и развитию их познавательных способностей.

30 мая 2023 в 12:09

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.