Маргарита, музыкальный руководитель.
Влияние русского песенного фольклора на развитие игровой деятельностиПоиск путей развития детского музыкального творчества всегда был в центре внимания педагогов и исследователей. Многие из них указывали на русский музыкальный фольклор, как одно из ведущих средств, творческого развития ребенка. Фольклор является основой нравственного, эстетического и патриотического воспитания ребенка. Фольклорный материал хорошо воспринимается детьми, его образы доступны, фольклорные интонации вызывают у детей яркий эмоциональный отклик. Песенный фольклор неразрывно связан с игровой деятельностью детей. Он приобщает ребенка к миру музыки, помогает овладеть родным для него языком. Использование песенного фольклора с младшего возраста позволяет развивать певческий голос и слух ребенка. Использование песенного фольклора нашло свое отражение в детской игровой деятельности. Пение детских фольклорных песенок в сочетании с движениями под музыку песни развивают музыкально – творческие способности ребенка. Характерная для русских песен релаксация рук, их движение во время исполнения песенок, позволяет убрать лишнюю скованность у детей, происходит раскрепощение ребенка, что позволяет ему свободно чувствовать себя в игре, выполнять соответствующие движения заданного образа. Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит, и интересно. В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. Именно музыкальный фольклор, богатый яркими образами и интонационной выразительностью с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность. В народных произведениях, обращенных к детям, проявляется четкое понимание возраста детей. Отсюда их доступность для творческих проявлений. Каждому возрасту ребенка соответствует возрастной подбор народных игр, которые сопровождаются песенным материалом (песенным фольклором). Многие игры знакомы детям: - «Гончары» - «Медведь», - «Барашеньки – крутороженьки», - «Баба Яга», - «Молчанка», - «У дедушки Трифона», «Ремешок», «Заря-Заряница», «Бай-качикачи», - «Сиди, Яша». Объединение песни малого фольклорного жанра и игровой деятельности особенно ценно для обучения детей. Каждая игра, сопровождающаяся песней, дает детям определенный творческий игровой настрой, понимание приуроченности данного материала к тому или иному действию. Что же такое народная игра? Народная игра – это отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Это части народной педагогики, которая, опираясь на активности ребенка, всеми доступными средствами, обеспечивает всестороннее развитии приобщение к культуре своего народа. Народная игра всегда использовалась с целью воспитания и развития подрастающего поколения. Задачи: 1. От простого к сложному. 2. Активизировать самостоятельную музыкально – игровую деятельность. 3. Обучение должно быть не навязчивым. В основу системы использования фольклорных песен-игр для формирования творчества берется определенная последовательность педагогических заданий, построенная на их усложнении: от частичной активизации отдельных творческих проявлений при исполнении готовой игры с пением (I – ая стадия) к непосредственной индивидуальной игровой интерпретации целой народной песни (II - III стадии), и затем к планомерной коллективной композиции полной игры на основе народных песен (IV - V стадии). Использование народных игр с пением вполне доступно как на общих занятиях, так и в самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей. Обучение фольклору должно носить живой непосредственный характер. Виды песенно – игрового фольклора. 1. Песни – драматизации. 2. Подвижные игры с пением. 3. Песня – танец. 4. Хороводы. Игровые песни очень разнообразны: в одних акцент на драматизацию (« А мы просо сеяли, сеяли», «Каравай», «Как на тоненький ледок», «На зеленом лугу», «Во саду ли в огороде»), в других – на физическую активность («Дождик», «Как под наши ворота»), в третьих – на танцевальное начало («Заинька, попляши», «В сыром бору тропина», «Ходила младешенька по борочку»), поэтому в некоторых случаях такой потенциал называют фольклорными музыкальными играми или фольклорные игры под пение, либо называют игровыми песнями хорового плясового характера. В любом случае эти произведения характеризуют наличие небольшого театрализованного представления, где часто соединяются словесно-поэтическое, танцевальное начало, а также содержание, размер, ритмическая основа, строение фольклорного текста, несложность напева песни, позволяющие соединить исполнение песни с движением и театрализацией. Хороводы. Хороводные игры отличаются необычностью движений: они пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Движения как бы драматизируют содержание игры. Все это будит воображение детей, развивает музыкальные способности и художественный вкус. Ребенок, выполняющий главную роль в центре хоровода, становится образцом для подражания. Это не только повышает его ответственность при выполнении движений, но и доставляет особое удовольствие, возвышает в собственных глазах. Остальные дети, подражая своему сверстнику, а не воспитателю, приобретают новый опыт игрового сотрудничества, когда достигается не только согласованность в движениях, но и единство в создании образа. Эта игра предоставляет ребенку полную свободу в выражении эмоций, дает выход веселью, непосредственности и даже шалости. Очень важно помочь тем детям, которые стесняются выступать перед всеми или не могут придумать движение. В этих случаях я подсказываю ребенку какое-либо подходящее движение (но только шепотом, на ушко), а можно помочь и непосредственно: войти в круг, поплясать или попрыгать вместе с ним. Движения, которые выполняют дети должны быть разнообразными, можно, например, погрозить шутливо пальцем, сделать рожки, помахать рукой, попрыгать, поплясать, покружиться, поклониться, похлопать в ладоши и т.д. При этом, движения могут сопровождаться звуками или возгласами. Есть лишь одно ограничение в хороводной игре: все движения должны быть эстетичными. Нельзя допускать кривляния детей. Каждое движение должно повторяться несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры. Чтобы повысить интерес детей к придумыванию движений можно ввести элемент соревнования «кто интересней придумает…». Варианты оцениваются и отбираются педагогом, пробуются в исполнении. Этому предшествует подробный анализ песни, ставиться задача не просто отразить характер песни, но и подробно последовательно подобрать ряд движений соответствующие её различным частям. Итак. Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать, только нужно им немного помочь. Детям поможет педагог, а педагогу, безусловно, песенно-игровой фольклор и поставленные задачи перед ним, решение которых приведет к ожидаемому результату. 30 мая 2023 в 12:42
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.